В заключительный концертный день фестиваля «Джазовая провинция», который прошел 5 ноября на сцене Event Hall Сити-парка «Град», среди прочих ярких коллективов выступили джазовые музыканты из Америки. Квартет Эрика Александера в компании вокалиста Мэриона Коуингса смог создать на сцене удивительную музыкальную атмосферу. Несмотря на свои 70 лет, лауреат джазовых фестивалей в Германии, США и Японии Мэрион Коуингс по-настоящему зажег зал своим красивым тембром голоса и широким диапазоном.
Перед выступлением участники музыкального квартета ответили на вопросы журналистов.
- Эрик, с какой программой вы приехали на «Джазовую провинцию»? Чем будете удивлять российскую публику?
Эрик Александер, саксофонист: Удивлять я буду сегодня не только публику. Мы с музыкантами будем удивлять друг друга. Такова природа нашей музыки, что мы не договариваемся заранее о том, что будем играть. Программу концерта мы определяем, когда выходим на сцену. Суть джаза в том, что мы можем пользоваться нашим профессионализмом и создавать эту удивительную спонтанность. Мне радостно быть в России и играть в огромном количестве городов вашей страны. Мне кажется именно сегодня, когда наша геополитическая реальность разъединяет Америку и Россию, музыка объединяет наши страны. В такие моменты это очень важно.
- Джазовые музыканты из Бразилии признались, что, по их мнению, российская публика более открытая, чем зарубежная. Согласны ли вы с этим?
Эрик Александер: Да, это, действительно, так. У российской публики есть очень серьезный опыт культурной истории, который связан с тем, что происходило в балете, опере, композиторский опыт. Мы чувствуем с публикой очень глубокую, эмоциональную связь. И она буквально ощутима.
Заключительный концерт «Джазовой провинции» | Фотогалерея
- Успело ли вас что-то поразить или, наоборот, разочаровать в России за то время, что вы здесь находитесь?
Эрик Александер: Это провокационный вопрос. Мнение американцев о России сформировано через СМИ и из истории, отдельной или общей. Нам рассказывают, что здесь недостаточно свободная мысль. Но после того, как я провел здесь достаточно много времени, я убедился, что эта картинка не соответствует нашим представлениям. Я столкнулся с огромным количеством принципиально разных мнений.
Джо Фарнсворт, ударник: В этом туре я впервые побывал за пределами Москвы и Питера, мы посетили много провинциальных городов. Меня удивляет огромное количество церквей в городах и культурных учреждений. В США не всегда есть в небольших городках храмы и музыкальные площадки. А ведь такого рода вещи формируют культурную среду. Это два основных столпа общественной жизни. В Америке они в каком-то смысле отходят на задний план.
- Важно ли для вас выступать не только в столицах, но и в провинциях?
Эрик Александер: Выступление в провинциальных городах открывает нам реальную культурную идентичность русского народа и то, как люди на самом деле воспринимают музыку.
- Есть ли в Америке интерес к русскому джазу?
Эрик Александер: Это можно отнести к любой качественной музыке, которую играют профессиональные музыканты. Но я не могу сказать, что конкретно в США есть интерес к русскому джазу. И причина очень проста. Мы, как американцы очень гордимся тем, что джаз – это наш вклад в мировую культуру. Но если представить себе, что где-нибудь в Нью-Йорке будут выступать две балетные труппы – в одном театре российская, а в другом американская, то все пойдут смотреть на российский балет. Потому что балет – это то, что русская культура привнесла в мировую и то, что считается вашим брендом. А русский джаз интересует американцев не более чем другой качественный джаз.