Дайте воздуха! Откуда зловоние в Тракторном посёлке под Липецком?

Запах не страшен?

Неприятно пахнет — это ещё мягко сказано. Тошнотворное зловоние не даёт липчанам нормально дышать уже много лет. Стоит только въехать в посёлок Тракторный, как тебя тут же накрывает неслабым фекальным абмре.

   
   

«А мы ведь каждый день этим дышим, — жалуется жительница улицы Юбилейная Галина Чурсина. — Как ветер подует в нашу сторону, так задыхаемся. Форточку открыть невозможно».

Примерно в 500 метрах от жилых домов находятся очистные сооружения МУП «ЛиСА». На них-то и грешат задыхающиеся липчане. Неоднократно и природоохранная прокуратура привлекала руководство станции к ответственности. По словам старшего помощника Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Андрея Смирнова, только за последние два года в отношении МУП «ЛиСА» возбуждено более 10 административных дел. Так, например, предприятие нарушало правило водопользования при сбросе сточных вод в реку.

Среди других нарушений — отсутствие проектов нормативов образования отходов и санитарно-защитной зоны. Что же касается дурно пахнущих веществ, то санитарных правил, нормирующих их концентрацию в воздухе, в нашей стране, как оказалось, просто не существует. А неприятный запах к делу, как говорится, не пришьёшь.

«Законодатель сегодня не регулирует такое понятие, как «запах», — сказал заместитель руководителя Росприроднадзора по Липецкой области Денис Просалов.

Тем не менее его наличие создаёт ощутимый, в прямом смысле слова, дискомфорт жителям посёлка.

   
   

Чей сероводород?

На станции аэрации не отрицают, что проблема существует. Но она гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. По словам директора МУП «ЛиСА» Евгения Лисаконова, главная причина неприятного запаха — иловый осадок. И хотя его постепенно вывозят — в прошлом году вывезли весь годовой объём, в этом тоже плюс дополнительно 20 тысяч тонн, его скопилось очень много — порядка 200 тысяч тонн — финансирования не хватало. Решать проблему планируют с помощью концессионера.

«Он разместит на нашей территории специальные установки и закрытым способом будет получать из илового осадка жидкое органическое удобрение, а газ преобразовывать в электричество, которое затем можно будет использовать для нужд предприятия. Этот технологический процесс позволит значительно сократить выбросы и распространение сероводорода в воздух», — пояснил Евгений Лисаконов.

Построить производство рассчитывают до конца 2019 года, а запустить и вывести на проектную мощность — в 2020-м. Также директор станции заверил, что в следующем году будет готов проект санитарно-защитной зоны.

«У себя мы эту проблему решим, но я вас уверяю, запах не исчезнет, потому что пахнет большей частью не от нас», — ошарашил Лисаконов и привёл в пример минувшее засушливое лето, когда никакого запаха по определению не должно было быть, тем не менее он был.

Заставляют задуматься и некоторые цифры. Ежегодно в городе в атмосферу выбрасывается порядка 329 тыс. т веществ. Из них выбросы сероводорода от станции аэрации составляют всего 2 т, или 0,05%. А около 85-90% всех выбросов приходится на НЛМК. Кстати, проезжая мимо коксохимического производства и цеха переработки шлака, жители не раз замечали специфический запах.

«Точно такой же резкий запах ударяет в нос у памятника Танкистам. Там находятся приёмные камеры ЛГЭКа, — отметил руководитель липецкого центра НП «ЖКХ-контроль» Фёдор Жигаров. — Напрашивается вывод, что кроме очистных сооружений в городе могут быть и другие источники зловония».

Мы считаем, что здесь как минимум есть повод для проверки, и просим рассматривать публикацию обращением в контролирующие органы. «АиФ-Черноземье» будет следить за развитием событий.

Смотрите также: