Драматург Александр Пономарёв: «Правду не скроешь»

   
   

Екатерина Курдюкова, АиФ-Липецк:– Александр Анатольевич, украинские СМИ настойчиво пытаются провести параллели между Донбассом и Чечнёй. Мол, почему России можно было вести там военные действия, а Украине на юго–востоке – нельзя? Действительно ли Донбасс так похож на Чечню?

досье
Александр Пономарёв - писатель, драматург, член Союза писателей России, межрегионального Союза писателей Украины, конгресса литераторов Украины, член-корреспондент Крымской литературной академии, подполковник милиции в отставке. Родился в 1969 г. в Липецке. В 1994 г. окончил ЛГПИ. Затем служил в органах внутренних дел России. В 1998 г. окончил Республиканский институт работников МВД России по специальности «практическая психология». Служил в ОМОНе. Участник боевых действий на Северном Кавказе. В настоящее время работает руководителем литературно-драматургической частью Липецкого театра кукол. Лауреат международных и национальных литературных конкурсов.
– Нет, я считаю, там совершенно другая ситуация. Единственное, что между ними общего, так это то, что по разные стороны баррикад оказались граждане одной страны. Но в Чечне власть не убивала мирное население. Я, как человек, побывавший на войне, могу об этом ответственно заявить. Как только наши войска подходили к населённому пункту, тут же делался коридор для вывода гражданского населения. На Украине такого нет. Там даже беженцев обстреливают. Кроме того, Чечня де–факто была независимым государством, хоть и не признанным, если бы боевики не пошли военным походом в российский Дагестан, может, и не было бы второй чеченской кампании. А единственное желание населения Донбасса – чтобы с их интересами считались. Люди на протяжении нескольких месяцев выходили на площадь, они хотели, чтобы их выслушали, и отказывались признавать легитимным правительство, которое пришло к власти путём военного переворота, как когда–то в Чили.

– Но тогда генерала Пиночета осудил весь мир. А сейчас все закрывают глаза на очевидные вещи. Почему?

– Политика двойных стандартов. Она и раньше велась. Я помню, в конце 80–х как–то слушал «Голос Америки». В эфире выступали два политолога. Один сказал: «Надо, чтобы Советский Союз вывел войска из Афганистана», а кто–то из оппонентов спросил: «Может быть такое, что как только СССР выведет войска, Америка введёт туда свои». Что там началось! Они кричали, что это невозможно, это противоречит принципам демократии. И что же мы видим спустя пятнадцать лет? Американские войска в Афганистане. Американцы всегда поступают так, как выгодно им. Ни для кого не секрет, что именно они финансировали организацию Третьего Рейха. Правду – её не скроешь.

– Как вы думаете, чем сейчас всё закончится?

– Ничем, мне кажется. Вооружённый конфликт ещё немного пополыхает и потухнет. А на карте мира появится новая республика – Новороссия.

   
   

Не дать забыть

– Ваша пьеса о Чеченской войне и сегодня актуальна. А как появилась «Эпоха Водолея»?

– Мы постоянно говорим, что нужно помнить тех, кто погиб в Чечне. А я решил, что обязан что–то сделать, чтобы их не забывали, и написал пьесу. В ней я хотел показать, как люди живут на войне, как любят, как ненавидят и как каждый мечтает, чтобы настал мир. Ребята, которым я её посвятил, были моими друзьями, мы вместе служили.

– Как вообще так получилось, что боец ОМОНа стал писателем?

– Вообще у меня филологическое образование, видимо, оно мне и помогло. Ещё, я считаю, чтобы заниматься творчеством, надо иметь какой–то жизненный опыт: я многое видел, и мне захотелось поделиться этим с людьми.

– Слышала, «Эпоху Водолея» даже предлагали поставить в Европе…

– Да, предложение такое поступало. Мне позвонил один модный прибалтийский режиссёр и предложил поставить пьесу, но с условием, что я кое–что в ней поменяю. Чеченцы должны были стать борцами за свободу, а русские – завоевателями. Я отказался и сказал: «Если материал хорош, его и так поставят». Так и оказалось, спектакль идёт уже два сезона, и главное – его смотрят дети.

– Вы думаете, современным детям что–то кроме компьютера интересно?

– Уверен, что интересно. Я часто провожу в школах уроки мужества, общаюсь с детьми, и прихожу к выводу, что они очень умные и многим интересуются. Такие слова, как патриотизм, долг, честь – для них вовсе не чужды.

Не боятся рисковать

– Критики сегодня сетуют на отсутствие хорошей современной драматургии…

– Я с ними не согласен. По роду своей деятельности я читаю много драматургических произведений, среди них очень много по–настоящему достойных.

– А театры ставят произведения современных авторов?

– Я – тому живой пример (смеётся. – Ред.). Много современных пьес идёт в академическом театре им. Л. Н.Толстого. А в Екатеринбурге, например, местный режиссёр Николай Коляда организовал конкурс драматургов, пьесу победителя которого затем ставит у себя в театре. Сегодня много режиссёров, которые не боятся рисковать. Конечно, гораздо проще взять того же Шекспира или Островского, чем неизвестного автора, – у такого спектакля гарантированно будет успех.

– Какую вашу пьесу мы скоро увидим на сцене?

– Я написал пару пьес для детей и одну взрослую – называется «12 дней молчания». Она о Сталине, о том, как он провёл двенадцать дней после того, как узнал о начале войны. Я постарался посмотреть на него не как на историческую личность, а как на обычного человека. Для этого изучил массу материала. Пьеса попала в шорт–лист международного литературного фестиваля «Славянские традиции», возможно, кто–то из режиссёров ею заинтересуется.

Смотрите также: