На время новогодних праздников многим людям удалось слегка отвлечься от экономических ужасов прошлого года. Но настали рабочие будни, и в России снова заговорили о кризисе. Даже те, кто никогда не держал в руках иностранную валюту, с тревогой следят за драматическим падением рубля. О том как низко опустится «деревянный», как это отразится на ценах и что делать простым горожанам, мы поговорили с гостем редакции «АиФ–Липецк» Валерием Московцевым, профессором, доктором экономических наук.
Менять или тратить?
– Валерий Витальевич, как вы думаете, грозит ли России дефолт?
– Дефолт – это неспособность государства исполнять свои обязательства. В 2014 г. Россия исполняла свои обязательства в полном объёме без каких–либо срывов. Госдолг низкий, золотовалютные резервы более чем достаточны. В настоящий момент российская экономика намного мощнее той, что была в России в 1998 году, когда произошли дефолт и катастрофическая девальвация рубля. Гарантией финансовой стабильности России является национальный резерв на сумму более чем 1,5 триллиона долларов.
– Но меж тем рубль продолжает падать. До какого уровня, по–вашему, может опуститься национальная валюта?
– Наша страна является одним из крупнейших поставщиков углеводородов на мировом рынке. Очевидно, что национальная валюта жёстко коррелирована со стоимостью неф–ти. Поэтому колебания цены на неё адекватно отражается на колебании национальной валюты. При этом колебание цен усиливают внешние факторы, в частности, желание США насытить европейский рынок сланцевым газом и нефтью, добываемой в США. Чем и объясняется, в большей степени, система санкций, выдвинутых против РФ, и падение цен на нефть. Прогнозы специалистов банковской сферы показывают, что в конце 2015 г. следует ожидать стоимость нефти марки Brent в диапазоне 50–60$ за баррель, а в 2016 г. – 70$, а курс рубля, соответственно, 65 руб. за 1$ и 60 руб. в 2016 г. Но надо учитывать, что постоянно изменяющаяся политическая обстановка в мире обуславливает и изменение прогнозов. По–этому долгосрочные прогнозы нельзя считать стабильными и надёжными.
– Но что делать населению? Многие липчане в замешательстве: как сохранить свои сбережения. Есть ли здесь какой–то совет?
– По данным статистики, 70% населения России не имеют банковских вкладов, не считая зарплатных. Советовать, что делать с деньгами, тем более чужими, – дело неблагодарное. В нестабильной экономической обстановке целесообразно имеющийся капитал разделить на три части: рубли, доллары и евро – в соотношении 20/40/40%. Если вы вкладываете деньги в недвижимость, то надо помнить, что в кризисных экономических условиях цены на недвижимость, как правило, снижаются на 15–20%. На 2015 г. не рекомендуется вкладываться в золото, т. к. возможен обвал до 1000 долларов за унцию.
«Дирижёры» известны
– Связано ли происходящее с войной на Украине и западными санкциями в отношении России? Или у нас в экономике и до этого были проблемы?
– Надо смотреть, кому санк–ции выгодны, а это вопрос в первую очередь политический. И вся наша беседа, в этом случае, сводится к категориям политической экономии: передел, захват сырьевых источников и рынков сбыта. Вспомните Вьетнам, Африку, Кубу, Югославию, Ирак и теперь Украина. Одни и те же сценарии, одни и те же «дирижёры». Конечно, для России война на Украине – это горе одного славянского народа, но Украина – самостоятельная страна и должна сама решать свои проблемы. Чей сценарий разыгрывается – всем понятно. Кто страдает от санкций – конечно, Россия и Европа. По прогнозам брюссельских специалистов за 2014–2015 г. и РФ, и ЕС могут потерять по 100 млрд евро. Только Германия может потерять до 300 000 рабочих мест. В то же время поставки товаров в Россию из США выросли на 123 млрд евро. Но с другой стороны, применённые к РФ санкции вскрыли целый ряд проблем в нашей экономике. Это заставило по–новому взглянуть на развитие целых отраслей и экстренно принять разумные меры.
– Как думаете, что ждёт российскую экономику в этом году? Сумеем ли выбраться из кризиса?
– Экономическое развитие носит волнообразный характер. Различные процессы описываются только присущими им циклическими моделями. В частности, так называемыми 9–летними производственными циклами, где конец одного цикла и начало последующего характеризуется кризисными явлениями: 1989–1990 гг., 1998–1999 гг., 2007–2008 гг., 2016–2017 гг., 2025–2026 гг. и т.д. с возможностью незначительных смещений. Политическая обстановка и экономическое состояние могут усиливать или ослаблять кризисные явления, но они всё равно будут – это объективный закон развития.
– А что касается экономики нашего региона?
– Экономика Липецкой области находится в единой экономической системе страны. Поэтому ей присущи все те же закономерности развития. Есть, конечно, и своя специфика – мы регион–донор, поэтому с нас и спрос особый. Власть несёт перед населением Липецкой области особую ответственность.
Не верьте слухам
– Уже сейчас эксперты говорят о том, что потребительская активность населения падает. И количество бедных будет только увеличиваться. А что вы думаете?
– Не знаю, насколько это уместно, но рискну повторить анекдот на эту тему: «1998 г. – нестабильная экономика, кризис. Население «выгребает» с прилавков колбасу, соль, гречку. 2014 г. нестабильная экономика, кризис. Население скупает квартиры, иномарки, домашние кинотеатры – до чего страну довели».
– Да, но цены–то растут. Во многих липецких магазинах они за несколько месяцев поднялись почти на 30%. Или это искусственно организованная спекуляция?
– Очевидно, да. Сетевые монополии всегда «грешили» с ценами и ценообразованием. Вспомните, как год назад население кинулось скупать гречку. Надо помнить, что в менеджменте существует большое количество эффективных инструментов управления, в том числе и управления рынком. Одним из таких широко используемых инструментов является управление слухами.
– Население волнует, что будет с ценами дальше?
– Анализ статистики цен за 2014 г. показал, что можно предположить, что рост цен на продукты питания в России в 2015 году составит примерно 7–9 %.
Предварительные прогнозы, хоть и являются финансово обоснованными, но всё же не могут в полной мере предугадать события, которые могут произойти на мировом рынке, и как они повлияют на рост цен на тот или иной вид товара. Минэкономразвития отмечает, что попавший под санкции сырьевой и продовольственный импорт был, как правило, дешевле отечественного сырья. Это сдерживало рост цен отечественных сельхозпроизводителей и переработчиков.
– Что в ближайшем будущем подорожает сильнее всего?
– Наверное, мясная продукция, затем рыбная, потом молоко, сыр, творог. Возможны попытки поднять цены на хлебо–булочные изделия. Но мне кажется, что продовольственная безопасность будет взята государством под особый контроль.
Смотрите также:
- Не валютой единой. Что делать с падающим рублем? →
- Дефолта в Тамбове не будет →
- Кризис: круг следующий →