Мраморное мясо стало брендом Липецкой области. Его охотно покупают рестораны и крупные магазины страны. Чтобы выяснить, что же это за мясо такое, как и кто его производит, мы отправились в Хлевенский район, где находится производство по выращиванию знаменитых «мраморных бычков» – ООО «Албиф», дочерняя организация агрохолдинга «Зерос».
В спартанских условиях
Час в пути – и вот мы уже на откормочной площадке. Ничего общего с обычными фермами она не имеет. Здесь нет коровников в привычном нам понимании. Скотина, извините за неполиткорректность, круглый год содержится под открытым небом. Поначалу это вызывало у местного населения удивление. «Разве можно так выращивать бычков в условиях нашего отнюдь не жаркого климата?» – говорили люди. В подобное умудрённые опытом сельские жители наотрез верить отказывались.
– Что уж говорить, я и сам первое время многому удивлялся, – признаётся встретивший нас в хозяйстве Вадим Канатов, руководитель проекта по развитию мясного скотоводства. – Но оказалось, всё дело в технологии.
В её основу заложена система открытого содержания скота на откормочных площадках – так называемых фидлотах. Кстати, площадка хозяйства – точная копия канадского фидлота. Дело в том, что идея создать её возникла у руководства компании после посещения скотоводческих ферм в Стране кленового листа. Кстати, это же нашло отражение и в названии «Албиф». Буква «А» в нём означает канадскую провинцию Альберта, где липецкие специалисты впервые увидели фидлот, буква «Л» – Липецк, а «биф» по–английски – «говядина».
Но то Канада, а то – Россия. Климат хоть и похожий, а везде есть свои особенности. Конечно, опасения были – вдруг не получится. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. 26 ноября ровно 10 лет назад «албифовцы» завезли в хозяйство первый скот – 90 бычков симментальской породы. Потом в течение десяти дней закупили ещё около 700 голов. Работники компании до сих пор помнят первую зиму: морозы были за сорок, все переживали за скот. Но зимовка прошла успешно. Воодушевившись, липчане завезли ещё скота. Счёт шёл уже на тысячи. Сегодня на откормочной площадке содержится, только представьте, около пяти тысяч голов КРС, а за год через неё проходит порядка двадцати тысяч.
Фидлот разбит на загоны, в каждом по 150 – максимум 200 бычков. Для того чтобы зимой им было теплее и комфортнее, в центре загона насыпан курган из навоза, опилок, щепы и соломы. В результате происходящих в нём биологических процессов выделяется тепло. Животные с удовольствием ложатся и отдыхают на таком сухом и тёплом холме. Да и сами абердин–ангусы – именно эту породу выращивают в хозяйстве – достаточно морозостойкие и выносливые. Им не страшны даже лютые холода.
Главное – спокойствие
Вот и получается, что жизнь рогатого скота в хозяйстве сплошное удовольствие – кормят четыре раза в сутки, работать не надо. За всю свою жизнь животные не видят агрессии и боли. Даже голоса на них не повышают. Самые страшные события – это прививки. Потому, наверное, быки здесь спокойнейшие и абсолютно флегматичные. На нас практически не реагируют. Поэтому мы продолжаем свободно прогуливаться по фидлоту. А тем временем к нам присоединяется Алексей Мурин, менеджер откормочного производства. Здесь, на площадке, он главный. Ну, раз главный, значит, ему и отвечать.
– Чем же вы их кормите, что они у вас такими вырастают? Наверное, стимуляторами роста какими–нибудь? – сразу задаём провокационный вопрос.
– Ни в коем случае. Мы не применяем ни стимуляторов роста, ни какой другой химии, только натуральные корма собственного производства, – не теряется Алексей Валерьевич. – В их составе плющеная кукуруза, шрот и силос. Для каждой группы животных разработано несколько рационов.
При таком кормлении бычки быстро набирают вес. Иногда среднесуточный привес достигает 1,7–2 кг. Когда масса животного становится 450–500 кг, его отправляют на забой. Ну а далее путь известен: переработка (хозяйство располагает собственным мясокомбинатом. – Ред.) и прилавок магазина. А на место этого бычка поступает новый. Откормочная площадка пополняется двумя способами. Первый – закупка скота, преимущественно российского. Второй – собственное племенное хозяйство. Кстати, в скором времени оно должно получить статус племенного репродуктора. Маточное поголовье насчитывает более 3 тыс. голов. Бурёнок содержат в таких же естественных условиях – на специально огороженных пастбищах.
– Сейчас готовим их к искусственному осеменению, – продолжает Вадим Александрович, – чтобы в конце весны – начале лета произошёл массовый отёл. За неделю на свет может появиться до 250–300 телят. Примерно до 6–7 месяцев они находятся с коровой, потом часть оставляем на племя, часть переводим на откормочную площадку. Перед нами стоит задача полностью обеспечить потребности хозяйства в молодняке.
Работа для настоящих мужчин
Удивительное производство. Но ещё более удивительны люди, которые здесь работают: контролёры, механизаторы, ветврачи. Трудно поверить, что это большое хозяйство обслуживают всего 45 человек, которые непосредственно заняты выращиванием и уходом за скотом.
– Их мало, но от каждого зависит очень многое, – говорит Сергей Казаков, генеральный директор ООО «Албиф». – Потому что опыт, который они имеют, по сути уникальный. Этому никто их не обучал ни в техникумах, ни в институтах. Мы съездили в Канаду, посмотрели, как там выращивают скот, а уже потом поделились информацией с остальными сотрудниками. Но, конечно, для того чтобы во всём разобраться, понять новую технологию, потребовалось время. Зато сейчас они уже сами учат вновь пришедших работников.
Примечательно, что в хозяйстве практически одни мужчины. Оно и понятно, чтобы обращаться с такими серьёзными животными, как быки, нужен мужской характер.
Да и сама работа достаточно специфичная. Большую часть времени «албифовцам» приходится проводить под открытым небом: и в жару, и в снег, и в дождь. При этом нужно всегда быть предельно собранными и внимательными.
Александр Пожидаев работает в компании с 2006 года ветврачом. Каждый свой день начинает с обхода. Обойти надо всю площадку, а это ни много ни мало 72 гектара!
– Ну, километров так пятнадцать в день прохожу, – улыбается Александр. – Во время обхода надо осмотреть каждое животное, оценить состояние его здоровья. Если животное заболело, мы его изолируем от остальных, помещаем в специальный санитарный загон, и там лечим. Есть улучшения – возвращаем на место, нет – отправляем на забой.
Чтобы определить больное животное, ему достаточно бывает одного взгляда.
– Вот такие у нас специалисты, – не без гордости говорит Сергей Александрович. – У нас подобралась отличная команда! Все люди местные, хорошо разбирающиеся в сельском хозяйстве. Мне бы хотелось поблагодарить их за работу и поздравить с наступающим праздником. Пожелать им счастья, здоровья, семейного благополучия и успехов в работе!
Смотрите также:
- Страусы и олени. Кого будут выращивать российские фермеры? →
- Возрождение села Озёрне Тамбовской области →
- Юрий Воронин : «Кадры решают всё» →