«Дети плохо знают историю» - широко распространённое мнение подтверждают и факты. По результатам ЕГЭ в 2014 году средний балл по истории снизился с 56 до 46. Может, пора что-то менять в преподавании предмета?
Особая миссия
Этим вопросом задались и участники Дня учителя истории, который прошёл 21 апреля в Институте развития образования (ИРО). Участие в нём приняли учёные, преподаватели вузов и, конечно, школьные учителя, которые ближе всего находятся к детям.
Открывая конференцию, Сергей Косарев, и. о. начальника Управления образования и науки Липецкой области, сказал, что на учителя истории возлагается особая миссия – ответственность за будущее страны. Ведь от него в значительной мере зависит формирование мировоззрения, гражданственности и патриотизма его учеников.
Согласна с коллегой и Любовь Черных, ректор ИРО, заслуженный учитель РФ.
- Не случайно сегодня особое внимание приковано к обсуждению вопросов, связанных с содержанием исторического образования. В прошлом году была принята Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и, как его составная часть, историко-культурный стандарт. А в этом году Рособрнадзор проводит исследование «Портрет учителя истории», в котором примут участие около 6 тыс. педагогов со всей России, в том числе и Липецкой области. По результатам предполагается определить пути для повышения качества исторического образования, качества подготовки и повышения квалификации учителей истории.
Учителя истории, по её мнению, -это особая категория педагогов. Они, как никто другой, должны соответствовать трём составляющим: быть гражданами своей страны, патриотами и профессионалами.
Против лжи
Следом выступали преподаватели и учёные. Все они, так или иначе, касались истории Великой Отечественной войны. Так, Владимир Алексеев, доцент, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин ЛГПУ, рассказал о советско-германской дипломатии в годы второй мировой войны. Его коллега профессор Виктор Томилин поведал интересные факты о Елецкой наступательной операции.
Затронули на конференции и такую злободневную тему, как фальсификация истории.
Наталья Таньшина, преподаватель кафедры гуманитарного образования ИРО, говорила об активных попытках пересмотреть историю, исказить прошлое. А о том, как им противостоять, рассказала Нина Вашкау, профессор этой же кафедры.
- В первую очередь я бы предложила учителю говорить детям правду, какой бы горькой она не была, потому что ребёнок сегодня не читает книг о войне. Он сидит в Интернете, а там много того, что не соответствует правде либо порождает новые вопросы, - сказала она. – В то же время, Интернет, если правильно его использовать, может стать хорошим помощником самому учителю. Точно так же и архивы. С архивами надо работать, причём изучать не только официальные, но и личные документы. Ведь, как мы знаем, была правда генерала и была правда солдата. Полезно исследовать и документы противника, в них можно найти то, чего нет у нас. На уроках не уходить от трудных, неудобных, вопросов, например, о военнопленных. Использовать наглядные пособия, дополнительные материалы, в том числе и о наших героях, липецких. Такая работа крайне важна, ведь если мы сейчас упустим нашу молодёжь, то завтра будем иметь людей, которые шагают под флагами ООН и УПА.
Во второй части конференции участники заслушали ещё несколько докладов, в которых педагоги делились в том числе и своими краеведческими наработками. В целом мероприятие оказалось интересным и полезным. Особую значимость ему придавал и тот факт, что проводилось оно в год 70-летия Великой Победы, когда такие слова, как патриотизм, Родина, Отечество, звучат по-особому.
Реклама
Смотрите также:
- Школьный учитель: «Работая с детьми, надо быть честным во всем» →
- Валентина Думенко: К ЕГЭ отношусь положительно →
- "Основы православной культуры": год спустя →