19

"Основы православной культуры": год спустя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 18/06/2008

Утихли споры вокруг введения в школе предмета "Основы православной культуры" (ОПК). Прошло несколько лет, как этот предмет изучают школьники Белгородской области, последний год - в обязательном порядке, и поэтому можно подводить некоторые итоги.

В апреле 2008 г. группой специалистов Социально-теологического факультета и Института государственно-муниципального управления БелГУ впервые было проведено социологическое исследование "Изучение предмета "Основы православной культуры" в общеобразовательных учреждениях Белгородской области". Оно проводилось методом анкетного опроса учащихся 9-х и 11-х классов городских, поселковых и сельских школ, родителей учащихся и учителей. Исследованием была охвачена вся область.

Сегодня корреспондент "АиФ-Белгород" беседует с одним из авторов проекта кандидатом социологических наук, доцентом кафедры социальных технологий БелГУ Сергеем ЛЕБЕДЕВЫМ.

- Сергей Дмитриевич, для чего проводилось исследование?

- Прежде всего для определения учебно-воспитательного эффекта преподавания православной культуры, выявления восприятия учащимися православной святости и православных ценностей. То есть мы хотели выявить контекст понимания предмета учащимися, их родителями и учителями.

- И какие ответы были получены?

- Наибольшее количество ответов набрал информативно-познавательный вариант: после изучения предмета ОПК "я многое узнал о религии, вере, Церкви". Его указали почти 2/3 опрошенных. Помимо общего просветительского эффекта заметно проявился контекст патриотического воспитания. Почти четвертая часть школьников указали, что стали лучше понимать культуру, историю своей страны.

Кроме того, предмет "Основы Православной культуры" активно влияет на общий процесс формирования и переоценки ценностей молодых людей. 24% учащихся, по их собственному признанию, поняли, что некоторые ценности в жизни более важны, чем казалось раньше. При этом еще 21,8% юных респондентов отметили, что более серьезно задумались над смыслом своей жизни. 14,8% считают, что в результате изучения православной культуры они стали лучше понимать, что хорошо, а что плохо.

Вариант "мне кажется, что теперь я буду более терпим и доброжелателен по отношению к другим людям", выбрали 15,5% опрошенных учащихся. При том, что раньше высказывались опасения, что преподавание ОПК может способствовать росту фанатизма и нетерпимости на национальной и религиозной почве, эта цифра достаточно показательна.

Что же касается собственно религиозного, или миссионерского, эффекта предмета, который ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, то он оказался относительно невелик. 11% опрошенных указали, что в результате изучения предмета они пересмотрели свое отношение к религии в более серьезную сторону.

- Однако молодым людям свойственно искать свой идеал человека на конкретных примерах. Отсюда культы спортсменов, поп-звезд, актеров. Существуют ли значимые для подростков альтернативные символы в ОПК?

- В качестве такого символа и составляющей в ходе нашего исследования были выбраны святые Православной Церкви. То есть люди, получившие наивысший авторитет и признание и выступающие в качестве социального образца не только для верующих, но и для широкого круга людей, так или иначе признающих авторитет православной культурной традиции. 38,5% опрошенных определили святых как людей, наделенных прежде всего огромной любовью к другим. На втором месте - 31% - исторический скептический вариант, согласно которому святые - это особый тип людей, характерный для старых времен, сейчас таких не бывает. При этом 15,8% опрошенных восприняли православных святых непосредственно в качестве социального образца, как людей, примеру которых во многом хотелось бы подражать.

- А какова роль семьи в воспитании православной традиции?

- Уроки в школе, учебная литература - это те источники, из которых получили свои первоначальные знания о нашей традиционной религии и культуре больше половины опрошенных учащихся - 54%. Даже семья уступила школе, заняв в рейтинге второе место (42,8%). Собственно, это и было основной целью обязательного преподавания ОПК в школе.

Но при этом опрошенные учащиеся в наибольшей степени доверяют своим близким: почти половина из них за разъяснениями вопросов, связанных с православной культурой, обратилась бы за ответами и разъяснениями к старшим членам семьи. К учителю обратились бы 41,3% респондентов, а третье место по уровню доверия прочно занял церковный канал: к священнику обратились бы в подобном случае 22,5% учеников.

- А что говорят по поводу преподавания ОПК родители и педагоги?

- По результатам ответов на вопрос, должны ли дети получать в школе знания о традиционной религиозной культуре, почти три четверти взрослых считают, что дети должны получать в школе знания о традиционной религиозной культуре. И только 9,8% полагают, что получать такие знания в школе дети не должны.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах