Через несколько дней начинается учебный год. Это событие волнует не только школьников и их родителей. По-новому предстоит работать учителям, их сложная и по-государственному важная деятельность сегодня регламентируется новыми образовательными стандартами. Об этом наш корреспондент беседует с Валентиной ДУМЕНКО, преподавателем кирсановской школы №1.
– Валентина Николаевна, как вы считаете, почему возникла национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»? Что даёт введение государственного образовательного стандарта?
– С моей точки зрения, введение Федерального государственного образовательного стандарта обозначает чёткий акцент государственной политики на развитии школьного образования. Это очень важно потому, что судьба всех проводимых в стране реформ, по большому счёту, зависит от тех, кто сидит сегодня за партами, от того, какими людьми, с какими целями, установками, ценностями, идеалами они выйдут во взрослую жизнь.
По-моему, особо ценным в данном проекте является то, что очень большое внимание будет уделяться здоровью школьников. Новые стандарты совершенствуют систему оценки качества образования, обеспечивают поддержку талантливых детей, формируют серьёзное отношение к предметному обучению.
– Но наше образование всегда считалось одним из лучших в мире. Так ли необходимы эти новые подходы к образованию?
– Да, я считаю, что наше образование всегда было одним из лучших. Уровень подготовки школьников реально конкурировал с уровнем образования в развитых странах. Поэтому нельзя забывать о лучших традициях «старой» российской школы. Однако сохранить и развить эти традиции можно лишь в том случае, если учитель будет чувствовать поддержку, заботу со стороны руководителей местных органов власти.
– ЕГЭ… Как показала себя эта система итоговой оценки знаний учащихся? Нужна ли нам такая оценка?
– К ЕГЭ отношусь положительно. Во-первых, экзамен позволяет талантливым детям из глубинки выбрать то учебное заведение, которое им нравится. Во-вторых, обучающиеся не переписывают готовые сочинения из пособий, а самостоятельно строят рассуждения, выполняют тестовые задания. Но есть и негативные моменты. Я считаю, что должна быть единая для всей страны программа, базовые учебники, на которые следует ориентироваться.
Чтобы обучающиеся смогли успешно сдать ЕГЭ, необходимо вести целенаправленную работу с пятого класса: предлагать тесты после изучения сложных тем. А в конце учебного года - контрольное тестирование. Сложнее готовить к ГИА учащихся девятых классов. Во-первых, два часа в неделю по русскому языку - это недостаточно, чтобы подготовить детей. Во-вторых, идёт «натаскивание» обучающихся, а от этого, конечно, мало пользы.
– Изменилось ли как-то качество учебников? Конкретно на ваших дисциплинах?
– Учебники по литературе оставляют желать лучшего. Особенно у старшеклассников: сложные материалы научным языком. Очень мало сведений по биографиям. По русскому языку - неплохие учебники. Но хотелось бы побольше упражнений практической направленности.
– А что можете сказать нынче о чтении? Насколько утрачен этот интерес у молодёжи?
– К сожалению, иным стало отношение к нашему «беспокойному» предмету (литературе), вплоть до того, что зазвучали вопросы: стоит ли изучать литературу вообще, для чего она нужна в школе?.. Ни для кого не секрет, что в молодёжной среде падает интерес к чтению нашей классики. Я думаю, что стоит сделать единый государственный экзамен по литературе обязательным. Тогда наши школьники больше будет читать, а, следовательно, свободно высказывать свое мнение, научатся вести дискуссию, писать сочинения, легко находить аргументы в своих рассуждениях на ЕГЭ.
– Сами что читаете?
– Я обожаю и нашу, и зарубежную классику. Очень люблю Чехова, Тургенева, Толстого, Бальзака, Флобера. В последние годы русская литература приняла немало новых имен. Например, Вячеслава Пьецуха - грустного насмешника - воспринимают прямо-таки на «ура», – я с этим не согласна. Многие приняли Татьяну Толстую и её роман «Кысь», двух Ерофеевых: Виктора, выросшего на западном литературном менталитете, и Венедикта, изломанного менталитетом российской жизни... Я об этом говорю потому, что учитель иногда несёт на урок произведения, о которых нельзя однозначно сказать, что они обогатят интеллект, смогут достойно воспитать молодых людей. Свою задачу вижу в том, чтобы научить школьников читать художественное произведение, вслушиваться в музыку слова, интонацию и скрытый подтекст, вникать в смысл поэтической детали, постигать полноту эмоционального содержания.
– А как вам культура речи нашей молодёжи?
– Язык нашей молодёжи – язык «тусовок», сплошная сленговая лексика. Во всех школах, как я считаю, надо обязательно вести курсы по культуре речи, а также уроки риторики и словесности, ибо язык в глазах подростков утрачивает всякую привлекательность, растёт эмоциональная глухота школьников, падает грамотность. Отсюда требования к высокой профессиональной компетентности учителя, способности мастерски владеть речью.
– Валентина Николаевна, что можете сказать о сегодняшней зарплате учителей?
– Отрадно заметить, что новая система оплаты труда педагогов дала определённый стимул учителям, нацелила их на творческую работу, работу с полной отдачей сил. Однако камнем преткновения стала так называемая бумажная волокита. Большую часть времени нам приходится тратить на оформление всевозможных отчётов, составление бланков и других бумаг. Получается, что на учебно-воспитательный процесс остаётся недостаточно времени. Эта проблема волнует всех педагогов.
Я запомнила слова президента Владимира Путина: «Все реформы будут обречены, если не будет меняться педагог, не будут меняться условия его жизни. Престиж учителя – это не в последнюю очередь уровень заработной платы, материального содержания. Но не только это. Это, прежде всего, уважение к нему, идущее от его профессиональной компетентности». Вот эту профессиональную компетентность мы и должны показывать, несмотря ни на что.