Современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным. Оно должно быть открытым. Ведь школа – это средоточие интересов не только государства, но и всего гражданского общества.
Не «вместо», а «вместе»
Один из главных принципов государственной политики в области образования –демократический, государственно–общественный характер управления. Он прописан и в Законе «Об образовании в РФ», и в стратегии развития образования, и в новом ФГОС. Этот принцип предусматривает участие в управлении школой учителей, учащихся, их родителей и общественности.
– По большому счёту такое участие было всегда. В школе действовали органы ученического самоуправления и попечительские советы, родители собирались на общешкольные комитеты, но часто их деятельность носила формальный характер, – говорит Любовь Черных, ректор института развития образования (ИРО), заслуженный учитель РФ.
Понятно, что дальше так оставаться не могло. Нужно было менять устоявшуюся модель, расширять общественное участие в управлении образованием. А поскольку у Липецкой области был положительный опыт работы в этом направлении, то в 2014 г. по итогам всероссийского отбора она вошла в число регионов, получивших финансовую поддержку на развитие и распространение модели государственно–общественного управления образованием (ГОУО), а ИРО стал стажировочной площадкой. В 2014 г. на ней прошли обучение более 2,5 тыс. учителей и около 700 педагогов других субъектов РФ познакомились с опытом реализации модели в нашей области.
– Эта работа продолжится и в 2015 г., но мы немного поменяем её формат, – продолжает Любовь Алексеевна. – Российская академия образования провела независимый мониторинг, который позволил определить, насколько липчане осведомлены о деятельности органов ГОУО. Выяснилось, что в целом им о ней известно. Вместе с тем её эффективность респонденты оценивают по–разному. Педагоги чаще положительно, в то время как родители настроены более критично. Мы скорректировали работу с учётом результатов мониторинга. Теперь при обучении будем использовать командный подход. Ведь, как известно, один в поле не воин. Когда работает команда, которую объединяют общие цели и интересы, то такая работа бывает намного эффективнее и плодотворнее.
Дело молодых
В то же время нельзя забывать, что успешная реализация модели ГОУО предполагает участие в управлении и профессиональных сообществ самих педагогов.
– Нам бы хотелось, чтобы учителя проявляли большую активность в этом направлении, особенно те, кто только пришёл работать в школу, – подчёркивает ректор. –
А для того, чтобы им помочь, накануне нового учебного года мы провели IV слёт молодых педагогов Липецкой области. Одним из главных вопросов на нём был вопрос воспитания, но рассматривался он с точки зрения участия в процессе и учителей, и семьи, и общественности.
В мероприятии, которое продолжалось два дня, приняло участие 60 молодых педагогов. Они знакомились с работой стажировочных и инновационных площадок, слушали лекции, присутствовали на мастер–классах, которые проводили для них опытные коллеги. Но главное – они были не просто наблюдателями, а активными участниками процесса.
– Я надеюсь, нам удалось донести до них, что образование сегодня предполагает движение навстречу друг другу школы, родителей и общественности. Все вместе – это могучая воспитательная сила, – подытожила Любовь Черных.
Реклама
Смотрите также:
- Школа - это целый мир: где в Липецке учат умников и умниц →
- Трудности "школы будущего" →
- Модернизация образования →