ГК «Агробизнес» пришла в Липецкую область в 2004 г. и довольно быстро выбилась в лидеры. Как и чем живёт одно из перспективных агропредприятий региона, мы спросили Александра Чил–Акопова, генерального директора Группы.
Отстояли «дочку»
– Александр Георгиевич, в этом году многие аграрии жалуются на погоду. Вмешалась ли «небесная канцелярия» в планы вашего предприятия?
– Как прошла уборочная кампания?
– Она для нас ещё не закончилась. Обычно мы завершаем все полевые работы до 1 ноября, но в этом году из–за высокой влажности сроки затянулись. Только к двадцатым числам мы разделались со свёклой, остались подсолнечник и кукуруза. Но погода пока мешает выехать в поле.
– Слышала, что мешала вам не только погода. Что за инцидент произошёл с Добринским сахарным заводом?
– Инцидент неприятный, особенно учитывая, что это наши давние партнёры. В 2015 г. мы заключали с ними контракт, предоставив в залог долю одного из наших предприятий, а от них получив аванс – средства были необходимы для посева. Однако прошлый год также выдался сложным из–за погоды, и мы недопоставили сахзаводу часть свёклы, хотя полученный аванс полностью отработали. Напротив, это «Добринский» не в полной мере оплатил совершённые нами поставки. Но партнёры решили, что условия договора нарушены и подали на нас в суд, требуя возместить упущенную прибыль. Суд же первой инстанции посчитал, что для этого нет оснований. Впрочем, на этом дело не закончилось. Совершенно случайно мы узнали, что сахзавод подал в налоговую заявление об увеличении уставного капитала в нашей компании, находящейся в залоге. Этим решением в состав участников принималось связанное с заводом физическое лицо с долей 94% уставного капитала. Фактически за 140 тыс. руб. этот новый соучредитель мог стать контролирующим акционером в предприятии с годовой выручкой почти в 200 млн руб. К счастью, наши юристы быстро среагировали и через суд заблокировали все операции в налоговой. Несколько месяцев шло разбирательство, в итоге решение было принято в нашу пользу. Скорее всего, завод также попытается его обжаловать. Надеемся, что решение оставят без изменений.
– Сейчас есть сложности с реализацией?
– Раньше особых проблем не было. Но в этом году мы столкнулись с тем, что не все партнёры–переработчики исполняют условия договоров – отказываются выкупать продукцию, ссылаясь на нехватку средств, что приводит к финансовым потерям, так как быстро найти новых покупателей невозможно.
Переработка – хорошо!
– На какие культуры сегодня делаете ставку?
– На сою и кукурузу. Обе эти культуры – одни из самых перспективных на российском рынке, их внутреннее потребление растёт. Кроме того, они дают высокий урожай. Если, например, сравнивать кукурузу с озимой пшеницей, то урожайность первой будет в два–три раза выше. При том, что затраты на их выращивание примерно равны. Ещё одно преимущество – двухпольный севооборот: можно чередовать кукурузу с соей. Главное – правильно подобрать гибриды, которые бы в нашей климатической зоне давали максимальный урожай, кроме этого необходимо строить систему полива. Сейчас специалисты других компаний этим занимаются, а мы пока наблюдаем, изучаем опыт.
– Вырастить – полдела. А что дальше?
– Планируем освоить переработку. Кукурузу будем перерабатывать в крахмал, а сою – в жмых и масло. Для этого модернизируем бывший крахмало–паточный завод в Елецком районе и запустим новую линию на комбикормовом производстве в Подмосковье мощностью 10 тыс. т в год.
– Найдётся ли на эту продукцию покупатель?
– Потребность в кукурузном крахмале сейчас есть: закупать его в европейских странах становится слишком дорого. Что касается соевого масла и жмыха, то мы рассчитываем в первую очередь использовать их для собственных нужд – на наших животноводческих предприятиях. Производить самим выгоднее, чем покупать готовое. Постепенно будем пробовать выходить и на рынок, чтобы понять, стоит ли дальше развивать это направление.
От поля до прилавка
– В одном из интервью вы сказали, что считаете молочное скотоводство социальной нагрузкой. Но всё равно продолжаете им заниматься. Почему?
– Молочное скотоводство, действительно, убыточно. Цены на сырое молоко остались теми, что и два–три года назад, а затраты серьёзно выросли – на медикаменты, импортные семена, удобрения, технику. Сократить их можно, если построить роботизированные фермы, которые позволят увеличить надои, но тогда придётся уволить часть сотрудников. А мы понимаем, как сегодня сложно найти работу, особенно в селе. Поэтому перед нами стоит диллема – либо работать эффективно, либо сохранить персонал.
– И к чему больше склоняетесь?
– Затрудняюсь ответить. Пока ждём 2017 г., а там посмотрим, как изменится механизм предоставления субсидий. Потому что без господдержки развивать компанию в этом направлении очень сложно.
– А сейчас поддержку ощущаете?
– Ощущаем. Поддержка есть, но не всегда своевременна. Как говорится, хороша ложка к обеду. Во время уборочной, посевной кампаний деньги бывают очень нужны – надо закупать семена, ремонтировать технику, а они не редко поступают, когда в них уже нет такой необходимости. Приходится менять планы, искать дополнительные источники финансирования, например, продавать урожай раньше по более низкой цене.
– Есть ли проблема с кадрами?
– Проблема дефицита профессиональных кадров актуальна во многих сферах экономики, и сельское хозяйство не исключение. На наших предприятиях в Липецкой области работает около 300 человек. Людей вроде много, но ведущие специалисты все уже в возрасте. Надо, чтобы приходила молодёжь, но молодёжь идти в сельское хозяйство не хочет. Вот и получается, что заменить этих сотрудников некем. Пока. Но мы надеемся на лучшее.
– Какими вы видите перспективы развития предприятия и сельского хозяйства в целом?
– Я считаю, сохранится тенденция к укрупнению земель и предприятий. Будущее – за средними и крупными компаниями, а также за теми, которые уже заняли свою нишу на рынке. Плюс будет развиваться вертикальная интеграция – мы как раз идём по этому пути. Наша цель – связать в единый цикл весь процесс производства – от поля до прилавка, что позволит нам не зависеть от рыночных колебаний и других внешних факторов.
– Например, недобросовестных партнёров?
– И их тоже. Надеемся, что следующий год будет для нас, как и для всех аграриев, более успешным: и погода не подведёт, и партнёры.
Смотрите также:
- «Хотим быть первыми». Черта между городом и селом cтирается →
- Выбор есть всегда: как учителя превращаются в фермеров →
- Что посеем... Кто он, современный фермер? →