Лисы в городе
Самая напряжённая обстановка с заболеванием бешенством складывается в Лев-Толстовском, Воловском, Грязинском, Измалковском районах и в городе Липецке. С начала года карантин ввели уже в 74 населённых пунктах. Причиной неблагополучной обстановки, по мнению специалистов, стала вспышка бешенства в природе, где главными переносчиками инфекции являются лисицы. Сегодня их всё чаще можно увидеть на окраинах сёл и городов.
«Вышла утром во двор покормить кур, вдруг вижу — мелькнул рыжий хвост, — рассказывает жительница Грязей Надежда Гурьева. — Не успела я опомниться, как лиса сиганула через забор и оказалась в полутора метрах от меня. Худющая, морда вся в царапинах, оскалила зубы и шипит, я всё бросила и забежала в дом».
Такая встреча не сулит ничего хорошего. Липецкие ветеринары провели мониторинг и выявили, что от 40 до 60% всех лисиц заражено бешенством. Опасность ситуации в том, что раньше дикие животные попадались на глаза крайне редко, а теперь они свободно разгуливают по улицам.
«Причина, по которой лисица поменяла место обитания, — обилие кормовой базы: поля не обрабатывают должным образом против мышевидных грызунов, в населённых пунктах много несанкционированных свалок», — говорит начальник областной станции по борьбе с болезнями животных Роман Ченцов.
Часто вылазки хищников в города заканчиваются встречами с бродячими кошками и собаками. К несчастью, следующим в этой цепочке передачи инфекции может оказаться человек, тем более что случаи нападения животных на людей также участились. По данным Роспотребнадзора, за четыре месяца от них пострадало 1690 липчан, хотя обычно даже за весь год столько не набирается. В 200 случаях животные оказались больны бешенством.
Что делать?
Ветеринары пытаются стабилизировать ситуацию, проводя вакцинацию. Только за первый квартал они привили около 37 тыс. собак и 35 тыс. кошек. Одновременно в области ведётся отстрел лисиц. За три месяца охотники добыли более 4,5 тыс. особей — почти столько же, сколько за весь прошлый год. Однако этих мер, считают ветеринары, недостаточно.
«Должна быть обязательная идентификация животных, — считает Роман Ченцов. — Пока её нет, мы не знаем, сколько у населения собак и кошек, какое их количество привито. А сами хозяева не всегда раскрывают эту информацию».
Ещё одна проблема — свалки. Только на интерактивной карте Общероссийского народного фронта их 80, мусор там копится годами. Хотя ежегодно на его ликвидацию выделяют порядка 10 млн руб. Куда уходят эти деньги?
Нерешённым остаётся вопрос и с бездомными животными. В области до сих пор нет ни одного государственного приюта. Бродячих кошек и собак чаще всего просто отлавливают и уничтожают.
«Это не гуманно и не эффективно, — уверена зоозащитница Екатерина Бильбао. — Несмотря на затрачиваемые миллионы, количество бездомных животных за последние годы сильно не изменилось».
К слову, за рубежом собак не убивают, а стерилизуют, вакцинируют и отпускают. Может, и нам стоит перенять этот опыт?
Смотрите также:
- Смертельный укус. Бешенство подбирается к людям →
- В Тамбовской области сокращают численность лисиц →
- "Авось" от бешенства →