Екатерина Курдюкова, АиФ-Липецк: – Татьяна, твоя проза издаётся за границей: сначала – в США, теперь в Германии. Многие провинциальные авторы могут об этом только мечтать. Что это – удача?
– Мне кажется, это подтверждение того, что я нахожусь на правильном пути. Иногда бывает так, что человек бьётся, у него ничего не получается, вот он уже готов отчаяться, и в этот момент сами небеса будто посылают ему помощь. Так было и со мной. Я сделала обычную рассылку своих произведений по издательствам, и вдруг мне позвонила Евгения Жмурко, хозяйка одного из них, того, что находится в Германии, и пригласила к себе в гости – пообщаться, обсудить договор о сотрудничестве. Я сначала не верила, отшучивалась. Но потом всё же согласилась и не пожалела.
– Так где же начинающему писателю проще пробиться – в России или за рубежом?
– Я думаю, за рубежом проще, потому что наши крупные издательства сегодня печатают либо уже раскрученных авторов, либо детективы. А начинающие писатели, думаю, им не интересны. Взять, например, Людмилу Улицкую – талантливейшая писательница, но долгое время она была никому не известна, лишь после того, как рассказы напечатали во Франции, её заметили и в Москве.
– В одном из интервью ты сказала, что и писать лучше за границей. Почему?
– Там спокойнее. Хотя сначала, когда я только приехала в Германию, мне казалось: боже, как у них всё медленно, люди еле ходят. Но пожив там пару недель, я поняла: то, что нам кажется быстрым темпом жизни – это состояние высочайшего стресса. Мы постоянно пребываем в состоянии боевой готовности. Таковы реалии нашей жизни. Кроме того, у нас очень высокая плотность населения. Все куда–то бегут, и даже если ты просто неспешно идёшь по улице, через какое–то время начинаешь бежать вместе с толпой.
Перестать потреблять
– В своей повести «Чётки» ты поднимаешь тему духовных исканий русской интеллигенции. А есть ли она вообще сегодня? В 2012 г. социологи из Левада–центра провели опрос, и оказалось: 49% опрошенных считают, что интеллигенция в России умерла.
– Нет, конечно. Интеллигенция никуда не делась – это те же врачи, учителя, священники, писатели и представители других профессий, которые несут в себе знания, по крупицам собранные годами, и обладающие определёнными нравственными качествами. Другое дело, что сегодня их положение незавидное. Они не чувствуют той отдачи от общества, которая должна быть.
– Но и общество не чувствует отдачи от них. В былые времена русская интеллигенция пыталась пробудить народ, а сегодня её почти не слышно…
– Я думаю, мы слишком долго находились под влиянием ложных ценностей. Сначала сутками зарабатывали деньги, потом бежали в супермаркет, чтобы их потратить. Мы потребляли и потребляли, а нам всё казалось мало, сейчас же, я считаю, настало время, когда нужно отсекать всё лишнее: чего–то не съесть, чего–то не купить, и тогда мы будем чувствовать себя иначе, свободнее. То же касается и интеллигенции. Когда её представители найдут в себе силы отказаться от многого, они получат право говорить от имени народа, быть его совестью, и тогда, наверное, их услышат.
Вспомнили о милосердии
– Нужны ли сегодня в литературе и жизни новые герои? Какими ты их видишь?
– Они более совестливые и мужественные, любящие свою Родину и умеющие сострадать. Они уже появляются. Я думаю, таких людей будет становиться всё больше. Россия возрождается, процесс уже идёт. К сожалению, потребовались большие потрясения, чтобы мы вспомнили, что такое милосердие, любовь к Отечеству, сострадание ближнему.
– А раньше мы о них не знали?
– Знали, но чаще всего лучшие человеческие качества проявляются именно в экстремальных условиях. Вы посмотрите, сколько наших граждан готовы принять у себя беженцев с Украины, делиться с ними едой, кровом. Христианские ценности возвращаются в общество, и это как раз то, что мы можем противопоставить Америке и её обществу потребителей.
– Над какой книгой сейчас работаешь?
– Будущая книга носит рабочее название «Финансист» – она о роли денег в обществе и о том, как и куда люди их тратят. Я думаю, чтобы уметь правильно ими распоряжаться, надо иметь крепкий нравственный стержень, в противном случае деньги принесут больше вреда, чем пользы. Они порабощают. Причём абсолютно не важно, каково их количество. Это может быть и сто рублей, и миллион долларов. Мне хочется, чтобы люди, прочитав эту книгу, если и не нашли в ней ответы на какие–то свои вопросы, то хотя бы задумались.
Смотрите также:
- Кому нести «русский крест»? Почему писатель Александр Лапин уехал в деревню →
- Поэт Андрей Дементьев: Нам не хватает ощущения своей роли в жизни страны →
- Не ведают, что творят. Об Украине, России и миссии поэта →