Авсень покликать. Как встречали Новый год наши предки?

   
   

О судьбе фольклора Липецкого края мы спросили Кристаллину Иващенко, хормейстера ансамбля народной песни «Воскресение».

Особый обряд

– Кристаллина Леонидовна, недавно вас удостоили правительственной премии «Душа России». Что это за награда?

досье
Кристаллина ИВАЩЕНКО. Родилась в 1964 г. в Липецке. Окончила Липецкое музыкальное училище, затем Саратовскую консерваторию. В 1989 г. вернулась в Липецк, в 1991 г. создала ансамбль «Воскресение» и стала преподавать в колледже искусств. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат правительственной премии «Душа России».
– Это почётная премия, она присуждается за вклад в развитие народного творчества. Но я никогда не ставила себе цели – достичь награды. Просто мне важно, чтобы всё, что я делаю, делалось хорошо. А работы у меня много, не только ансамбль «Воскресение», но и преподавательская деятельность в колледже искусств. Для меня музыка и песня – главные друзья. А за поддержку мне бы хотелось поблагодарить руководство области, управление культуры и Центр культуры и народного творчества.

– Вы сказали, песня и музыка – лучшие друзья, и как давно началась ваша дружба?

– Когда я училась в Саратовской консерватории, у нас учились студенты из Архангельска, Ставрополя, Волгограда, Элисты, Грузии. Каждый показывал свои традиции. И тогда я подумала: «Наверное, и у нас в области есть что–то интересное». Когда вернулась в Липецк, первым делом купила магнитофон, чтобы записывать народные песни. Моя первая экспедиция состоялась 7 января 1989 г. в с. Вешеловка. С тех пор я была там раз 10 или 12. Мне очень хотелось восстановить вешеловский свадебный обряд. И года 3 назад я написала об этом статью, и мы сняли фильм «Свадьба села Вешеловка».

– Чем же интересен этот обряд?

   
   

– В сёлах нашего региона свадебные обряды отличаются от обрядов других областей. Во многих, например, в Вешеловке,  первый день свадьбы играют не у жениха, как в Воронежской области, а у невесты. Ещё у нас нет корильных песен, которые играли сватам жениха, чтобы выудить у них побольше денег. А в соседних областях есть. Наша культура получила название культуры Верхнего Дона.

Чтобы русские были русскими

– Вы много лет занимаетесь её изучением, с какими трудностями сталкиваетесь?

– Сегодня стирается грань между селом и городом. Компьютер, телевизор в каждом доме. Зачем в таких условиях сельскому жителю петь старинные песни? Исполнителей народных песен практически не осталось. С этими бабушками уходит и культура. Но такого, чтобы ты приехал в село и не нашёл того, что можно записать, не бывает. Не нашёл старинных песен, но  нашёл жителей, которые могут многое рассказать. Например, «Бабка рассказывала моя, что у нас был такой–то барин, он людей на собак менял…». Поэтому любая экспедиция необходима, как глоток свежего воздуха.

– А молодёжь ездит в экспедиции?

– Да, вот Володя Юрьев, артист драмтеатра. Он приехал с Алтая и увлёкся липецкой гармошкой и балалайкой. Всё свободное время посвящает поездкам по сёлам, уже собрал огромный материал, у него прекрасный архив. И таких людей много, они понимают: если не я, то кто?

– Почему это важно?

– Чтобы русские были русскими, татары – татарами, калмыки – калмыками и т.д. Мы хоть и считаемся российским народом, но наша сила в нашем многообразии. Нам, русским, особенно трудно. Малые народы понимают: им нужно сохранять свою культуру. А русские считают: нас и так много, что сохранять–то? Малые народы хранят традиционные костюмы и надевают их по праздникам. Но нет ни одного русского, который на национальный праздник наденет народный костюм. Не говоря уже о том, чтобы спеть песню. А это важно, потому что наша великая культура не просто так стала великой. Чайковский, Пушкин возникли не на пустом месте, фундаментом для их появления была и есть крестьянская традиционная культура. И именно у крестьян хранилась и песня, и духовность…

– Народная песня – ведь не просто красивые слова, наложенные на музыку, это что–то большее?

– Народная песня всегда складывалась по определённому случаю. В ней отражено состояние человека или какие–то исторические события, например, войны. Раз эти песни не затерялись в веках, значит, были важны для народа. Например, рекрутскую песню из села Колыбельское «Головушка моя бедная» пели, когда провожали в армию. Но она не потеряла своей актуальности и сейчас – её можно сыграть на проводах в армию. Также песня нужна была и для сопровождения знаковых событий. Например, чтобы свадьбу сыграть.

Зачем жгут колёса?

– Обряды, песни сопровождали каждое событие в жизни человека. А как в старые времена у нас встречали Новый год, Рождество?

– Наш гражданский Новый год приходится на пост. Тут никаких песен, гуляний, обрядов не было. Первая песня могла прозвучать 6 января. Под Рождество было принято колядовать. Ребята собирались в группы, ходили по домам, спрашивали «коляду прокликать» и пели колядки:

Коляда, коляда,

Открывай ворота,

Открывай сундучок,

Доставай пятачок,

А не дашь пятачок,

Мы корову за бочок.

Колядовщики одевались так, чтобы их невозможно было узнать, надевали маски, разрисовывали лица, меняли голоса. Считалось: Святки – время посещения своих домов душами умерших предков. И эти души как раз приходят в виде колядовщиков. При этом, если не было снега, колядовать запрещалось. Снег считался вместилищем душ. Без снега им некуда было деваться.

– Но это связано с Рождеством, а как же Новый год, его вообще не отмечали?

– Под Старый Новый год у нас было принято кликать Авсень. Что Коляда, что Авсень – древнеязыческие боги. Коляда – бог нарождающегося солнца, которое начинает прибавлять минуты к каждому дню.  Коляда поворачивал солнце на лето. Народ считал: ему нужно помочь. Авсень – бог посева. Известно: когда–то Новый год отмечали 1 марта. Как раз подходило время сеять. За посевы отвечал Авсень. Традиция   посевания передвигалась вместе с передвижками празднования Нового года. Отсюда и пошло известное многим:

Сеем, сеем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Ещё интересный обычай – родителям ножки греть. Он распространён на юге нашей области. Под старый Новый год жгут солому – греют родителям пятки.  Таким образом провожают души умерших предков. Меня очень радует, что обычай остался. Молодёжь в это время жжёт колёса. Это тоже один из модифицированных вариантов проводов душ.

Каждому по костюму

– А как вы отмечаете зимние праздники?

– Зима – моё любимое время года. Я её всегда жду. С приходом зимы в моей душе наступает покой. Я чувствую прилив энергии. Но это если зима снежная и морозная. Поэтому на репетициях с детьми мы часто зовём снег, мороз.

А сам Новый год для меня не такой уж большой праздник. Просто обозначение перехода в другой год. Для меня зимние праздники начинаются с Рождества. Вообще 7 января в моей жизни – знаковая дата. Первая экспедиция, первый концерт ансамбля «Воскресение». А теперь, спустя много лет, я на Рождество провожу большой фестиваль «Рождественские встречи». Уже несколько лет у меня не получается поколядовать, но я бы этого очень хотела. А ещё мечтаю заснять проводы душ. Я бывала в сёлах, видела, как дети ходят колядовать. Есть у нас места, где народ хранит наши традиции.

– Что бы вы пожелали липчанам в новом году?

– Я желаю всем мира, душевного покоя и равновесия. И главное – чтобы в каждом доме появился русский национальный костюм, который бы доставали и надевали на праздники.

Смотрите также: