25 февраля по сложившейся хорошей традиции, администрация и профсоюзный комитет Стойленского ГОКа поздравили работников комбината с минувшим Днем защитника Отечества и наступающим 8 Марта. На праздничном концерте в ДК «Комсомолец» в этот день выступил заслуженный артист России гитарист Виктор Зинчук.
Перед началом концерта Виктор любезно согласился побеседовать с корреспондентами нашей редакции.
- Вы как-то сказали, что Вам все равно, в каком городе выступать. Это означает, что Вас устраивает любая публика?
- Сейчас у меня юбилейный тур, посвященный моему 55-летию. Это замечательный возраст, когда есть что вспомнить, еще остался юношеский задор, и уже наработан солидный опыт. Он позволяет выступать перед любой публикой: не только своей, преданной, но и перед теми людьми, которые разве что краем уха слышали о каком-то там Викторе Зинчуке, и даже перед скептиками. Я вижу, как они меняются на концертах, и это доставляет удовольствие. Я обожаю ту музыку, которую играю, и это главное, почему мне не сложно выступать перед любой аудиторией. Я являюсь проводником этой музыки. И просто не понимаю, как можно не восхищаться, не быть пробитым насквозь, растерзанным в клочья «Тарантеллой» Россини, «Каприсом» Паганини, «Аве Марией» Шуберта и прочими вещами, которые идут от нас к зрителю.
- Что еще, кроме названных композиций, Вы обычно играете на концертах?
- Я много чего играю: Моцарта, Бетховена, даже в последнее время «Цыганочку»! Но на мастерское овладение вещью нужно время. Еще Паганини говорил, что самый сложный инструмент – это гитара. Это легко понять, подойдя к фортепиано: любой человек за несколько минут может научиться наигрывать какого-нибудь «Чижика-пыжика». Но попробуйте сыграть «Чижика-пыжика» на гитаре!
…Я все время в «полуголодном» состоянии. Ну, мало у нас передают ту музыку, которую я играю. Редко звучит классика. Незаслуженно мало звучит гитарная музыка! А ведь это так интересно! Во всем мире она пользуется жуткой популярностью. И у нас она популярна – я вижу это по своим концертам, но… ее практически нет в ротациях радиостанций, не говоря уже о музыкальных ТВ каналах. Нет и не будет!
- Почему? Кто это решает?
- Продюсеры называют инструментальную музыку «неформатом». Очевидно, «неформат» – это то, что не вписывается в какие-то рамки. Что это за рамки и как их определяют, я не знаю.
Хотя, случается, и нас допускают до большой телевизионной аудитории. Так вот, недавно у меня прошел юбилейный концерт в Кремле и его показывали в канун Нового года по НТВ. Кстати, было много интересных дуэтов: я играл с Кузьминым, с солистом группы FoolsGarden. При желании можете найти в Интернете эти записи.
- У вас есть кумир в современной инструментальной гитарной музыке?
- Ой, трудно сказать… В разное время – разные кумиры. Gary Moor, конечно, Mark Knopfler. Все нравятся, кто чего-то достиг, у каждого есть какое-то рациональное зерно. Но… А почему кумир должен быть гитаристом? И вообще современником? Главные кумиры - Паганини, Бах в конце концов! Это, конечно, космического уровня личности! Вот у них (показывает пальцем вверх, - ред.) и учусь, и черпаю вдохновение.
На этой, поистине, мажорной ноте интервью закончилось: зал ждал маэстро, и пять минут этого ожидания были исключительно на нашей совести.
Теперь несколько слов о самом концерте. Наверное, глупо пытаться это пересказать. Если только писать ноты, вместо традиционного текста. Но, простите, я в этом не силен. Поэтому ограничусь исключительно своими эмоциями от действа.
Я знал, кто такой Зинчук, знал, что и как он играет. В свое время я прошел этап восхищения его исполнительским мастерством на материале величайших классических произведений. Да, безусловно, впервые услышанная «Тарантелла», «сделанная» на электрогитаре, приводит любого слушателя в восторг! И потому, не могу сказать, что был потрясен музыкой. Но меня в хорошем смысле слова потряс сам Зинчук! Точнее, просто очаровал. Впрочем, очаровывать нас он начал еще во время предконцертного интервью. Уже тогда он отвечал чуть больше, чем мы спрашивали и чуть экспрессивней, чем можно было ожидать. Казалось, он приехал в Оскол поговорить с нами, а не выступать с концертом.
В зале все это усилилось многократно. Зинчук тепло поприветствовал стойленцев, поздравил их с прошедше-наступающими праздниками, то есть, с 23 февраля и 8 Марта, а также… со своим юбилеем:
- Получается, у нас с вами тройной праздник!
Казалось бы, банальная реприза, но, знаете, она определила все настроение последующих двух часов. Все так и пошло - «у нас с вами» - то есть, у зрителей и исполнителей вместе, а не у каждой из сторон в отдельности. «У нас с вами» был концерт, и «у нас с вами» случилось таки единение, слияние душ. Конечно, главная заслуга в том музыки, но и Зинчук как импресарио был неотразим! Каждую новую композицию он предварял небольшим анекдотом-подводкой, а по завершении, утопая в овациях, подолгу раскланивался перед удивленной публикой.
А если б видели вы, как он принимал цветы! Он вдыхал аромат каждого букета и каждым бурно восхищался! Ни один из них не лег на сцену без его восторженного комментария. Самым оригинальный, на мой взгляд, был таким:
- Пахнут! Представляете: все пахнут! А в Москве цветы не пахнут…
«А то ж! - мелькнуло почти в каждой зрительской голове. – Известно, что у вас там все искусственное: и цветы, и чувства! То ли дело мы! то ли дело у нас!» И только Зинчук был для нас сегодня исключением. Из всех известных нам москвичей только его мы сегодня с удовольствием признали своим, настоящим! Только ему мы поверили, благодаря какой-то необычайной эйфории, в которую он впадал всякий раз, когда аплодисменты были чуть более громкими и продолжительными, чем предыдущие. Ну, просто светился счастьем артист от наших аплодисментов, и это, черт возьми, подкупало! Тепло было в зале. И душевно.