С удовольствием читаю вашу рубрику «Письма Победы». Очень меня тронуло письмо Михаила Касимова своей супруге Серафиме: в нём столько тепла, любви и нежности. Интересно, как сложилась его судьба и судьба его близких.
Олег Никифоров, Елец
О судьбе Михаила Касимова и его семьи нам рассказал его внук тоже Михаил, только Мухортов, который, как оказалось, живёт в Липецке.
«Ежовщины» не избежал
«Мой дед, Михаил Касимов, был родом из простой рабочей семьи. Родителей потерял рано. Остались у него младшие сёстры, заботу о которых он как старший и единственный мужчина в семье взял на себя. Одновременно работал и учился в ОСОАВИАХИМ. Затем по комсомольской путёвке поступил в лётное училище.
И вот однажды, приехав в Липецк в отпуск, встретил здесь свою любовь, мою будущую бабушку, юную красавицу Серафиму. Сыграв свадьбу, молодые уехали в Крым. Дед служил в военном училище, учил молодых курсантов лётному мастерству. Там же, в Крыму, родились мои дяди - Роберт и Игорь.
В 1937 г. дед не избежал «ежовщины» (так окрестил народ вакханалию арестов и расстрелов 1937-1938 гг.). К счастью, его не арестовали, но уволили из армии и исключили из партии. Вернувшись в Липецк, Михаил Иванович поступил мастером на завод «Свободный Сокол». А через какое-то время деда восстановили в партийных рядах. Но в армию до войны он уже не вернулся. Целиком и полностью отдавал себя партийной работе.
А в 1940 г. родилась моя мама. Дед настоял, чтобы её назвали Симочкой в честь любимой жены.
Вёл за собой
С самого первого дня войны Михаил Иванович забросал инстанции рапортами с просьбой немедленно зачислить его в действующую армию. Рвался на фронт - бить врага! К августу 1941 г. его просьбу удовлетворили. Деда зачислили в штат лётного состава РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия). Быстро восстановив навыки пилота, Михаил Иванович прибыл в 568-й штурмовой авиационный полк на должность старшего политрука части. В дальнейшем - заместителя командира полка. Дед прошёл, точнее пролетел, всю войну - от Москвы через Сталинград и далее на Запад, освобождая родные земли от захватчиков. Его боевой машиной был штурмовик Ил-2 или «летающий танк». Под Сталинградом деда серьёзно ранили. Но оправившись от контузии, он продолжил летать. Хотя мог этого и не делать. Но Михаил Иванович говорил: «Как же я буду людей в бой поднимать, на смерть отправлять, если сам не летаю, не воюю?!». И летал, личным примером воодушевляя, ведя за собой! Награждён Михаил Иванович был неоднократно, настоящими, неюбилейными орденами.
А пока дед воевал, семья ковала победу в тылу. Голод, холод, непосильный труд. Бабушка с тремя детьми на руках пережила две эвакуации, в Узбекистан и на Урал. Ей было тридцать, а выглядела она, как семилетняя девочка…
Летом 1944-го с фронта пришла чёрная весть - дед не вернулся с боевого вылета. Свидетели гибели Михаила Ивановича есть. А вот могилы нет. Считается, пропал без вести.
Продолжили традицию
После гибели Михаила Ивановича старшего сына Роберта определили в Суворовское училище. Так что мой дядька с 13 лет в сапогах. Роберт Михайлович продолжил офицерские традиции семьи, дослужился до генеральских погон. Скончался в 1989 г.
Второй сын Михаила Ивановича, Игорь, во время войны три раза сбегал из дома - на фронт! Одиннадцатилетний пацан мечтал бить фашистов, отомстить за отца. Но всякий раз беглеца благополучно возвращали матери. После войны и он поступил в военное училище, стал лётчиком-истребителем. Но попал под «хрущёвское» сокращение Вооруженных Сил. Уволившись из армии, стал инженером, конструктором, работал на ответственных должностях. И сегодня жив-здоров.
Матушка моя, по рассказам бабушки, умирала в теплушке поезда, тащившего семью в эвакуацию на Урал. Умирала от голода и вшей. Чудом осталась жива, не надеялись уже…
В старые добрые времена завод «Свободный сокол» никогда не забывал своего павшего в боях «воздушного сокола», Михаила Ивановича. Чем мог, помогал вдове растить, учить детей. Многое делалось для сохранения памяти о героях, ушедших с завода на фронт. Был заводской музей, сейчас его уже нет. Но память о подвиге навсегда осталась в сердцах родных».
Смотрите также:
- Огненные вёрсты героя: Дорогой отца прошёл его сын →
- Когда граница может спать спокойно →
- «За тех, кто умирал на снегу» →