На днях артисты тамбовского драмтеатра начали свою новогоднюю кампанию. Накануне первого выезда в один из районов мы ненадолго «украли» одну из главных героинь – Снегурочку. В этой роли уже восемь лет выступает молодая артистка Александра Коршунова.
На встречу со своей героиней я шла по лужам, т.к. на улице лил дождь. Настроиться на мандариново–серпантинную волну не удавалось, даже привлекая все резервы своей фантазии. К тому же, стоя у светофора, невольно услышала «охи–ахи» по поводу очередного падения рубля.
Но переступив порог гримёрки театра, сразу наткнулась взглядом на костюмы, приготовленные для любимцев новогодних утренников. Висевшие на вешалках, они переливались каким–то невероятным космическим блеском. Рядом стоял внушительный тяжеловесный посох. Только тогда успокоилась: Новый год никто не отменял…
Без «вредных» новостей
– Александра, представляю, как нелегко создавать праздник, когда вокруг все только и обеспокоены тем, что рубль падает, а цены растут.
– А что увидели в глазах учителей?
– Чисто внешне не замечала какой–то озабоченности и тревоги. Сидели в зрительном зале и от всей души улыбались. Так всегда и бывает: люди со средним заработком умеют ценить в жизни малое, крепче переносят трудные времена. А вот насколько будет улыбчивой публика побогаче – посмотрим на предстоящих новогодних корпоративах, где нам тоже предстоит поработать.
Руки – в сугроб
– Вернёмся всё–таки к детям. Часто ли приходится слышать в свой адрес: «Они – не настоящие!»?
– Снегурочке как–то доверяют больше, а чаще проверяют Деда Мороза. Как–то во время фотосессии мальчик взял моего партнёра за руку и прошептал: «Мама, Дед Мороз не правдашний». И всё от того, что руки у артиста были тёплыми. После этого мои партнёры перед выступлением специально «охлаждают» их на улице.
– И всё–таки, как вам удаётся чем–то удивлять современных девчонок и мальчишек?
– Вопреки всем предубеждениям могу сказать точно: дети по–прежнему верят в сказки. Скорее, меняются их родители, у которых появляется больше равнодушия, а порой и цинизма. Ребёнок радуется всему, что получает из рук Деда Мороза или Снегурочки. А мамы и папы пытаются что–то выбирать. И когда взрослым что–то неинтересно, ребята это чувствуют.
Дети – не искушённые и верят в то, что им предлагают, в том числе и в театре. Хотя, нам удивить сложнее, чем в кино, где герой может появиться ниоткуда. Зачастую мы заранее готовим детей к чуду: пускаем дым, перекрываем свет, пытаемся создать какую–то тайну перевоплощения с помощью техники. Но использовать её в тех же сельских клубах не всегда возможно. Бывает, приезжаем, а там всего несколько розеток. Мы знаем, что просто взорвём сцену, если подключим всю аппаратуру. Вот тогда приходится сложнее. К тому же хлопушки и бенгальские огни запретили после череды пожаров несколько лет назад. Так вот, взрослые, вместо того чтобы поддержать артистов, начинают выдавать наши тайны. Например, завидев где–то в закулисье сказочного героя, громко кричат: «Глядите, вон он пошёл».
– А меняются как–то традиции: костюмы, хороводные песни?
– К сожалению, всё меньше вижу карнавальных костюмов. И здесь опять же родители сами «воруют» у детей сказку. Ведь когда ребёнок наряжается в белочку, волка, зайчика, то пытается соответствовать своему образу. А будничная одежда – это обычный поход в «Макдоналдс». Бывает, девочки как на подбор надевают дорогие пышные платья, словно, демонстрируют модели друг перед другом. Это, конечно, лучше, чем джинсы, но даже такая роскошь не заменит новогодние костюмы. Дело в том, что на представлениях у ёлки дети – такие же действующие лица. И мы с ними совсем рядом: общаемся, держимся за руки, улыбаемся друг другу. Но мы–то в костюмах, а потому им хочется быть на одной волне с нами.
Никуда не уйти и от традиционных песен. Единственное, что поют «от и до» – «В лесу родилась ёлочка». Причём это касается и взрослых. Мы пытались брать что–то из мультфильмов – не пошло. Пробовали известный новогодний хит «Маленькой ёлочке» – оказалось, что и здесь не все слова знают. Вот игры мы постоянно придумываем новые, потому что нам иногда и самим скучно становится.
С трезвым Дедом Морозом
– Бывало, что у Снегурочки пропадал голос?
– Бывало. Но не поверите: во время представления он снова появлялся. Помню, выезжали в Рязань с гастролями. Но уже после Нового года, проведя все праздники в Тамбове. Устали, каждый работал на износ. Между представлениями каких–то 20 минут. Сидишь и буквально шепчешь – медленно и тихо. Но как только выходишь играть сказку – голос вдруг появляется. Хоть не уходи со сцены!
– Каково после детских утренников работать на взрослых корпоративах? Не приходится ли, побывав в их компании, потом тащить Деда Мороза на себе?
– Когда дядечки и тётечки расслабляются, ведут себя, как дети: и хороводы водят, и в снежки играют. И даже начинают верить в чудеса. Признаюсь: «соблазнить» на рюмочку моих партнёров пытались. Но мне всегда везло – не имела дела с пьяным Дедом Морозом. Вообще никогда не жалуюсь на партнёров. Нередко в прямом смысле подставляли крепкое плечо помощи. Как–то пришлось фотографироваться с ребёнком, обильно усыпанным ветряной оспой. Мне, как девушке, никогда не болевшей ветрянкой, стало жутковато. И не за себя, а в первую очередь за то, что, заразившись, смогу потом передать это и другим детям на утренниках. Так вот мой «дедушка» смог так сманеврировать, что я лишь выглядывала, улыбаясь, из–за его широкой спины, не контактируя с мальчиком.
– Кстати, кто сегодня ваш партнёр–«дедушка» ?
– Сейчас работаю в паре с артистом нашего драмтеатра Егором Неугасовым.
Здоровые амбиции
– Александра, кроме Снегурочки у вас много и серьёзных ролей для взрослых зрителей. Директор театра Пётр Куликов говорит, что вы берётесь за любую работу. Неужели артистки бывают без амбиций?
– Амбиции – вещь дорогая. Если человек включает их, то он чего–то себя лишает. А когда начинает перебирать работу: это я буду делать, а это – нет, – здесь уже нездоровые амбиции. Значит, нужно в себе покопаться. Не надо думать, что тебе дали плохую работу, а кому–то – хорошую. Всё – дело случая. И если ты три раза откажешься от плохой, на твой взгляд, роли, то на четвёртый раз уже хорошую никто не предложит. Да потом и плохую могут не дать.
– Признайтесь: а отдохнуть от работы в новогоднюю ночь дают?
– В этот раз ожидается редчайший случай – надеюсь услышать бой курантов дома. Но не исключено, что в любой момент могут позвонить и куда–нибудь дёрнуть. К этому я всегда готова.
– Наверно, новогодние праздники для артистов – отличное время подзаработать хоть что–то.
– Я бы не сказала, что сегодня мы бедствуем – зарплаты всё–таки подняли, и жить стало веселее. Но не скрою, что декабрь–январь – «горячая» пора в плане дополнительного дохода. Благо, что такую возможность руководство театра предоставляет. Но! В свободное от спектаклей время. И это справедливо.
Смотрите также:
- Анастасия Денисова: «Пална – это я в определенных жизненных обстоятельствах» →
- Анна Неретина: «Голодные игры» – краткое пособие для революционера →
- Тет-а-тет с Дедом Морозом →