Учитель–новатор Орловщины Евгений Гоголевский: Валенок - в боб

Евгению Гоголевскому – пожалуй, самому известному учителю–новатору Орловщины – в этом году исполнится 85 лет. 60 из них он работает – ещё работает! – с детьми. Из них – 45 лет в школе. Сегодня он – гость нашей редакции.

   
   

Мои союзники

досье
Евгений Гоголевский родился в1929 г. в Брянской области. Окончил Ленинградский техникум физкультуры по специальности «тренер по лёгкой атлетике» и Смоленский институт физкультуры. В 1971 году переехал в Орёл. Работал тренером, учителем. Отличник физической культуры и спорта СССР (1982 г.), ветеран спорта России (1985). В 2011 году присвоено звание «Заслуженный работник физической культуры». Награждён тремя медалями. Победитель конкурса «Учитель года города Орла» (2011). Женат. Имеет троих детей, семерых внуков и двоих правнуков.

Елена Годлевская, АиФ-Орёл: – Евгений Иванович, у нас в Орловской области в 2012 году зарегистрировано около тысячи миллионеров и два миллиардера. Вы, как учитель физкультуры, как волонтёр программы «Территория здоровья», всю жизнь пропагандирующий физкультуру и спорт среди детей и молодёжи, знаете кого–нибудь из них? Вам помогают?

– К сожалению, никого не знаю. Где они, эти миллионеры? Зато у меня добрые отношения сложились, к примеру, с Юрием Павловичем Сёминым – нашим известным футболистом, заслуженным тренером, – он сейчас тренирует футбольный клуб «Габала» в Азербайджане. Когда–то я вручал ему диплом о высшем образовании, а теперь создаю спортклуб имени Ю. П. Сёмина. Он обещал детям приобрести спортивную форму для футбола, помочь с тренерами.

Второй мой союзник – депутат горсовета Евгений Прокопов. Он никакой не миллионер, обычный преподаватель вуза, но очень помогает нашей школе №3. Однажды он, бывший баскетболист, спросил меня: «У вас много мячей? Можно прийти в спортзал побросать?» Я отвечаю: «Всего два на школу!». Так вот за три года он нам купил столько мячей, что я могу обеспечить ими каждого своего ученика, и помог приобрести баскетбольную форму.

Много внимания уделяет нам директор школы Александр Багинский, сам бывший спортсмен и учитель физкультуры.

И есть ещё один человек – бобслеист Алексей Головин. Именно на его средства пять лет назад мы провели наши первые дворовые соревнования, которые назвали «Культ двора», а теперь это «Орёл – территория здоровья», – я ему очень благодарен за это. Лёша тогда даже свой боб привёз, и мы организовали конкурс – кто сколько раз туда забросит валенок. У нас тогда 15 конкурсных площадок работало.

   
   

– Валенок? Это что за чудо–конкурс?

– «Территория здоровья» сам по себе, можно сказать, чудо–конкурс. Он «родом» из советского спортивного праздника для детей «Физкульт–ура!» – помните, в начале 80–х был такой? Его, между прочим, мы придумали здесь, в Орле, вместе с председателем Орловского союза журналистов Геннадием Майоровым, который тогда работал в областной молодёжке в спортотделе, – и сам конкурс, и его название. Первое такое соревнование прошло на базе школы № 19 – в нём, как сейчас помню, участвовало 300 детей, 60 судей, было роздано 2 000 жетонов!

Суть проста: организовывается несколько площадок, где любой – подчёркиваю, любой ребёнок может проявить свои способности. Не умеешь прыгать в высоту – прыгай в длину, не можешь подтягиваться – прыгай через скакалку, играй в дартс, отжимайся и так далее – за выполнение «норматива» в любом виде получаешь жетон. Кто больше наберёт жетонов – тот и победитель.

При этом мы используем не традиционное снаряжение, а то, которое изготавливаем своими руками. Нет гирь – берём пластиковую тару различного объёма и засыпаем песком или солью. Полуторалитровая бутылка с солью весит 3 кг, с песком – 2,5 кг, банки от машинного масла с песком – от 4 до 16 кг, в зависимости от объёма, скакалки делаем из автомобильных покрышек. А главное, многие такие снаряды можно сделать в любом дворе, не выходя за его пределы.

А заброс валенка в боб – очень даже весёлое соревнование!

«Папа» может

– Вы придумываете всё это от бедности или по другой какой причине?

– Невозможность обеспечить школы, а тем более дворы, настоящими спортивными снарядами – это одно. А другое – изобретённые мною снаряды (их более 35) помогают детям нормально развиваться, укреплять те или иные группы мышц. Мальчики особенно любят «Папу».

– Какого такого папу?

– Мне всегда хотелось помочь слабому ребёнку стать сильнее, научить его подтягиваться – это ведь очень актуально для мальчиков, юношей. Как малышу поначалу помогает отец подтягиваться? Берёт его внизу за ноги и приподнимает. Вот этот принцип я и положил в основу «Папы». Всё просто: два крючка и широкая резинка от автомобильной камеры, которая, пружиня, и выполняет функцию папы. За месяц занятия с «Папой» ребёнок подтягивается как минимум два раза. Год занятий на уроке физкультуры – и 10 подтягиваний мальчик делает, даже нигде больше не занимаясь, без особых усилий, весело. И это очень актуально: с каждым годом становится всё меньше здоровых детей в школах – менее 10%.

– Вы запатентовали свои идеи?

– Раньше в голову не приходило. А теперь, наверное, можно было бы… Не знаю как.

– Городская власть поддержала «Территорию здоровья»?

– Нет. Им это неинтересно. Дело в том, что мы предлагаем такие соревнования проводить в выходные дни, когда дети не в школе и просто слоняются без дела. А наши чиновники от спорта, я так понял, не хотят свой выходной проводить в каком–то дворе… К слову, в Брянске эту идею приняли на ура!

– В городе ежегодно проводятся спартакиады школьников – это для оценки работы учителя физкультуры?

– Нет. Для оценки работы тренеров. Там схема такая: участвуют не все дети, а по 4–6 человек от школы в разных видах состязаний. Естественно, каждая школа выбирает спортивных детей, занимающихся в каких–либо секциях. Мне кажется, это в корне неверно и на самом деле никому не нужно – если только для отчёта чиновников, поскольку дети–спортсмены и без того имеют массу возможностей посоревноваться. Спартакиада же должна быть массовой. Во внутришкольных соревнованиях нужно отбирать самый результативный класс, и вот этот класс и должен принимать участие в спартакиаде – это будет действительно спортивным праздником школьников, и тогда можно будет сказать, какой учитель лучше работает.

Не третьестепенный!

– К физкультуре уже много лет отношение высокомерное – как к третьестепенному предмету. Вы можете доказать обратное?

– Я расскажу вам историю из своей жизни. Работал я тогда учителем в 19–й школе. И вдруг мне дают класс с буковкой «Е». Понятно, что это самые слабые дети. Там только трое ребят из 28 на четвёрки учились, остальные – «три» да «два». И я начал их активно вовлекать в спорт. И на каждом родительском собрании мне доставалось от мам: вы отвлекаете ребёнка от занятий, им и без того трудно, – ругали меня. И вот результат: Женя Горюнов – мастер спорта по стрельбе из лука, окончил вуз, работает главным инженером на «Кока–Коле», Олег Платонов – мастер спорта, окончил институт физкультуры, старший тренер сборной России по стрельбе из лука, Лена Комарова – учитель начальных классов в Нарышкино, Александр Цветик стал ведущим тренером СДЮСШ «Олимп» по прыжкам в длину…

Выросли дети прекрасными специалистами. Теперь родители при встрече каждый раз благодарят меня и извиняются за те собрания…

– Если бы вы были министром образования, – что бы изменили в школе?

– В первую очередь предусмотрел государственное финансирование школ в зависимости от их потребностей. Я, к примеру, искренне не понимаю, как можно накормить ребёнка на 22 рубля в день, которые у нас выделяются властью… Вот вы спросили про миллионеров – плохо, конечно, что наши богачи не хотят делиться даже с детьми, но, с другой стороны, дети должны быть в центре интересов прежде всего государства, а не доброго дяди.

А ещё я бы с 1–го по 9–й класс ввёл ежедневные уроки физкультуры – дети слишком много занимаются, оно просто гробят своё здоровье. И с первого класса – экзамены по физкультуре, чтобы была мотивация заниматься. Тогда б точно дети стали здоровее.

И запретил бы приносить в школу мобильные телефоны и планшеты – это просто катастрофа, когда ребёнок бежит в спортзале, уткнувшись в телефон и не имея сил от него оторваться! Это уже болезнь. И кто–то должен начать с нею бороться.

Смотрите также: