Примерное время чтения: 6 минут
252

На высоте они чувствуют настоящую свободу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Орёл 13/02/2013

Орёл, 19 февраля – АиФ-Черноземье 

В школе, где он проводит тренировки, его называют легендой. Василий Сазонов уже без малого 20 лет карабкается по скалам, за свои собственные деньги построил два скалодрома и всю душу вкладывает в развитие этого вида спорта в нашей области.

Учился всему самостоятельно

АиФ: – Василий Васильевич, когда вы начали заниматься спортом? 

В.С.: – С самого детства моя жизнь была связана со спортом: в основном, как и большинство советской молодёжи, я увлекался футболом, хоккеем, волейболом и даже тяжёлой атлетикой. Когда окончил школу, поступил в физкультурный техникум. Учился на заочном отделении – приходилось работать. Сначала тренером на заводе «Химмаш» – готовил команду, потом подрабатывал в пионерском лагере, где после стал директором. Техникум закончил с отличием. Потом были армия и педагогический университет. 

АиФ: – А когда увлеклись скалолазанием?

В.С.: – Лазать по скалам мне довелось в бытность тренером в «Юном спасателе», это школа безопасности на базе МЧС. Там я проработал четыре года. Часто с группой ребятишек мы выезжали на Зушу в Орловской области, где отрабатывали некоторые приёмы работы в скалистой местности. Мне, как инструктору, было просто необходимо получить навыки скалолазания, и поэтому я усердно самостоятельно занимался. В отличие от соседних регионов, в Орле этот вид спорта вообще не был развит. Так что можно сказать, что тут я самоучка. 

А когда я покинул спасательную службу, то решил организовать секцию скалолазания.

Скалодром за свой счёт

АиФ: – Можете вспомнить те ощущения, которые испытали, когда впервые оказались на высоте?

В.С.: – В первую очередь, волнение и адреналин. И потом, на высоте, когда ты держишься за зацепы, когда льёт дождь и сверкает молния, появляется необычное ощущение отрешённости от всех повседневных забот и суеты. Начинаешь чувствовать настоящую свободу.

АиФ: – Вы стоите у истоков скалолазания в Орле. Мне известно, что самый первый скалодром – на стене Дома моды - ещё в 2007 году сооружён именно вашими силами и средствами. Как всё было?

В.С.: – Добиться разрешения на его строительство мне стоило больших трудов и хитростей. В то время я уже зарабатывал (и по сей день зарабатываю) на жизнь промышленным альпинизмом, то есть выполняю различные монтажные работы на высоте. Так вот, чтобы воплотить свою идею в жизнь, мне пришлось, в том числе, некоторое время бесплатно размещать рекламные баннеры для Дома моды. Когда я наконец договорился и получил разрешение на строительство скалодрома, то немедленно приступил к работе. Но вся загвоздка была в том, что проводить на нём занятия можно только летом. Передо мной встала новая трудность: как найти место, где можно бы было заниматься и зимой? К счастью, вопрос разрешился. Я познакомился с директором школы № 34, с которым мы договорились о создании скалодрома в помещении спортзала учебного заведения. Здесь сейчас и занимаемся.

Властям скалолазы не нужны?

АиФ: – Много ли молодых людей у вас тренируется?

В.С.: – Порядка 40. Вообще, стоит заметить, что не из каждого получается скалолаз. Для того чтобы им стать, человек должен чётко для себя решить, что ему это нужно. Но часто бывает иначе.

У меня тренируются как школьники, так и более взрослые парни и девушки. Если дети больше упражняются на скалодроме, то со старшими мы стараемся по возможности тренироваться в реальных условиях: на Кавказе и в Крыму. Молодёжь ведь идёт в этот спорт в основном ради адреналина, а где, как не в горах, на большой высоте его получить? Кроме того, там особенная атмосфера – пьянящий воздух, природа, сами условия, в которых мы находимся.

Сразу хочу предупредить, что по травмоопасности скалолазание занимает далеко не первые строчки. Я всегда говорю, что переходить дорогу на зелёный свет опаснее, ведь всегда может выскочить какой-нибудь лихач, а здесь всё зависит только от одного тебя.

Случаи срывов, конечно, тоже бывают, но, как правило, страховка своё дело делает. В Крыму один наш парень срывался с трассы несколько раз подряд, чем собрал вокруг себя целую толпу болельщиков, которые подбадривали его с улыбками на лицах. Он тогда делал только первые шаги в скалолазании. Сейчас даст фору любому.

АиФ: – Как вы пришли к мысли о необходимости создания орловской федерации скалолазания?

В.С.: – В 2010 году на зимних Олимпийских играх в Ванкувере состоялось заседание МОК, где было принято решение включить скалолазание в реестр олимпийских видов спорта. Тогда и возникла мысль попробовать сделать федерацию и привлечь тем самым к себе внимание. Конечно же, хотелось получить какое-то финансирование, ведь с самого начала всё, что я делал для развития скалолазания в Орле, я делал за счёт собственных средств, но, сами понимаете, для того чтобы вывести спортсменов на высокий уровень, этого недостаточно. В итоге федерация есть, но что толку? На мои просьбы о выделении финансирования в городской администрации отвечают отказом: мол, денег на это в бюджете нет. 

В нынешнем году, например, из-за банальной нехватки денег, на соревнования в другой регион я смогу вывезти лишь пару спортсменов. Если так и дальше пойдёт, они все просто разбегутся, а скалолазание в Орле загнётся. Вот и всё.

АиФ: –  Вы столько сил и времени вкладываете в развитие этого вида спорта. Наверное, это очень тяжело. Не возникало ли желания раз и навсегда бросить всё это?

В.С.: – Конечно, возникало. Но когда я вижу, как мои ребята карабкаются по скалодрому, у них что-то не получается, они слышат мои замечания и преодолевают себя, – ну разве можно это бросить? Нет, я на это не способен.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах