В преддверии профессионального праздника – Дня учителя, – который как международный отмечается пятого числа, а как традиционный – в первое воскресенье месяца (в этом году – 7 октября), Ирина Ивановна рассказала, как работается сегодня в школе, какие они – современные дети и каковы они – нынешние родители.
Не хватает общения
– Ирина Ивановна, вы признаны лучшим учителем. Есть секрет, как им стать?
– Главное в нашей профессии - любить детей, понимать и уважать ребёнка как личность. И, конечно же, важно любить свою работу. Возможно, кто-то не поверит. Но я, действительно, проработав в одной школе 26 лет, до сих пор с удовольствием иду на уроки. Для меня понедельник – не тяжёлый день, а радость от встречи с детьми. Наверное, я одержима своей профессией. Я мечтала о ней все школьные годы. Пришлось даже мне, домашней девочке, уехать из Воронежа в Борисоглебск, где в пединституте был факультет начальных классов. Первые полгода поплакала, потом привыкла.
– Отличаются ли сейчас дети и родители от тех, что были 10, 20 лет назад?
– Дети всегда дети: жаждут знаний, общения. Конечно, во времена СССР было в чём-то проще: октябрята ориентировались на какие-то идеалы. В 90-е годы наступило безвременье, ушли примеры и моральные постулаты. Нынешние родители уже сами стремятся находить ориентиры детям. Бывает, что приходят за советом. Но большая проблема современности в том, что дети не читают. Их окружают компьютеры, телефоны, другая техника. Это поглощает всё свободное время. А потом родители спрашивают: «Как помочь, как отвлечь от того, что сами же дали в руки?». И продолжают наступать на те же грабли. Первоклассники уже с телефонами. Это удобно родителям, они много работают, а дома хочется отдохнуть. Отсюда другая проблема – недостаток общения. Не хватает времени для совместных праздников, поездок, чтения вслух, просмотра семейных фильмов и передач.
А вообще родители бывают разные. Я, например, впервые столкнулась с тем, что некоторые в моём классе поначалу попытались установить свои порядки. Им показалось, что оценки у их детей занижены. Пришлось что-то доказывать, приходить к консенсусу. Родителям я всегда говорю: мы с вами делаем одно общее дело, поэтому должны работать вместе. Главное – больше быть с ребёнком, быть ему другом, понимать его.
И крылья выросли…
– Дайте совет тем, кто отправляет малыша в первый класс. Ведь нередко именно родители создают стрессовую ситуацию...
– Действительно, иногда именно от родителей и слышишь: «Скоро в школу – какой ужас!». Но это недальновидно -программировать детей на негативные эмоции в связи с посещением школы, где проходит большая часть жизни. Важно поддерживать положительное отношение к учёбе. У родителей должны глаза гореть от счастья, когда ребёнок заинтересуется получением знаний.
А ещё современные родители стараются устроить своих детей в престижные с их точки зрения школы. Часто эти амбиции идут вразрез с гармоничным развитием ребёнка. Они считают, что их сын или дочь справятся, а те не успевают, и начинается стресс. Или родители записывают ребёнка помимо простой школы в музыкальную, спортивную, художественную… И школьник устаёт, он же не машина. В итоге страдают и ребёнок, и родители.
– Неудивительно, что у первоклашек бывают проблемы со здоровьем...
– У меня как раз есть разработка «Здоровье школьника – залог успешного обучения». Уроки в классе мы начинаем с разминки под музыку. В первом классе я показывала упражнения. Теперь дети сами работают за «тренера» – по очереди. И стресс снимается, и каждый может себя в этой роли попробовать. Не даётся математика? На физкультпаузе позанимался – и крылья выросли, глядишь – и математика легче пойдет.
– В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в первый класс?
– Здесь важна психологическая готовность и желание учиться. Кто-то плохо пишет, строчек не видит, кто-то уже пишет и читает, как настоящий школьник. Бывают дети самостоятельные, бывают стеснительные. Но в семь лет практически все будто порог какой-то перешагивают, резко взрослеют.
– Школьная форма – это плюс или минус?
– Во введении школьной формы я вижу только плюсы. Большая проблема родителей – что надеть сегодня, что завтра – решается разом. К тому же, облачаясь в форму, ребёнок понимает, куда он идёт, форма дисциплинирует, организует. А выделиться можно воротничком, плетением косы...
Вторые мамы
– Какова роль учителя в становлении маленького человека?
– Наверное, не случайно нас называют вторыми мамами. Психологи доказали, что ребёнок, приходя в школу, оценивает учителя в первые несколько секунд. Если сразу появилась симпатия, то это любовь навсегда. Важно, что именно в начальной школе закладывается отношение к учёбе, работе, людям. И важно, чтобы в семье поддерживался постулат, что «слово учителя – закон».
– А кто ваши учителя?
– Я так влюбилась в свою первую учительницу Анну Евдокимовну Шихматову, что не только пронесла эту любовь через все годы, но и трансформировала её в свою профессию. Я мечтала быть как Анна Евдокимовна. Мне удалось с ней проработать в одной школе целых десять лет. Сейчас она на пенсии, но мы поддерживаем связь. Ещё один мой наставник – Николай Макарович Есин, директор лицея имени Киселёва с 1977 по 2010 годы, заслуженный гражданин Воронежа. Когда я молоденькой девчонкой пришла работать под его начало, он мне сразу сказал: «Даю два дня, чтобы познакомилась с родителями». И я обходила микрорайон, знакомилась, узнавала, что за семья, какие у неё проблемы. И убедилась, что наработала очень важный контакт.
А ещё Николай Макарович никогда не сидел на месте, всегда шёл вперёд, применяя всё новое, передовое. Например, обучение детей с шести лет в 80-е. Сейчас наша школа занимается ранним развитием детей с четырёх лет. У нас же возник учебно-воспитательный комплекс, когда школа совмещена с детским садом. Плюс новые программы. В нашем лицее работает школа для одарённых детей. Внедрён школьный режим полного дня - дети учатся, обедают, делают уроки, тут же посещают разные кружки. Все образовательные эксперименты осуществлялись на базе нашей школы. Первый компьютерный класс в Воронежской области был тоже у нас… Помню слова Николая Макаровича: «Любое дело нужно делать на пятёрку». А если что-то не получается, нужно просто идти и работать.