Цена масла. Нужен ли в Орле такой завод?

   
   

Во всяком случае, на это недвусмысленно намекало мировое соглашение, которое заключил завод и жители города. Однако не прошло и двух месяцев, как орловцы «взвыли» вновь: условия жизни невыносимы.

Удушливое производство

Борьба жителей ул. Маслозаводской и близлежащих домов с заводом «Орёлрастмасло» началась в 2007 году, поскольку с того времени они вынуждены дышать воздухом с усиленным запахом семечек и рапса. Он настолько невыносим, что вызывает аллергию, удушье, отёки и спазмы. Спать жителям не давал и монотонный гул, издаваемый заводом и днём, и ночью.

В 2011 году орловцы обратились за помощью к депутату горсовета Игорю Фёдорову, который прошёл огонь, воду и медные трубы, прежде чем достучался до исполнительной власти. В результате на завод выехал тогдашний губернатор Александр Козлов. Тот на себе почувствовал гнев народа, не сдержался и под телекамеру окатил своих подчинённых отборным матом.

Возбудилась и природоохранная прокуратура, установившая, что в атмосферный воздух идут выбросы вредных веществ, и подала иск в суд с требованием обязать завод принять меры по соблюдению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также установить фильтры на источники вредных выбросов. Сами жители при поддержке Фёдорова направили в суд аналогичный иск.

По сути, руководству завода противопоставить железным доводам жителей и заключению экспертов НИИ Сесина было нечего, и оно пошло на попятную. На одном из заседаний «Орёлрастмасло» приняло требования истцов и обязалось устранить тошнотворный запах, шумы и разработать новую санитарно–защитную зону. На этих условиях и было заключено мировое соглашение. Однако «управление завода и не думало приостанавливать работу ни в ночное время, ни в дневное, ни в выходные дни. Этот монотонный гул доводит  нервную систему до истощения, до стресса, вонь как была, так и осталась», – вновь пишут жители.

А воз и ныне там

К этому времени в области уже сменилось руководство. Разбираться в ситуации взялся замгубернатора Михаил Бабкин. Начали проводить совещания. Заместитель гендиректора завода Сергей Селихов оправдывается: фильтры установлены, шумозащитное оборудование установлено, экстракционный цех скоро построится.

   
   

Но если всё отлично, то почему число жалоб увеличивается?

Чтобы это выяснить, была создана комиссия, которая уже трижды навещала завод в ночное время. В её состав вошли представители службы судебных приставов, Роспотребнадзора и горсовета.

– Целью нашего рейда было замерить уровень шума при стоящем заводе, – рассказывает Игорь Фёдоров. – Однако руководство прибегло к хитрости: они запустили машины колесить вокруг своей территории, чтобы обмануть прибор. То есть попытались доказать нам, что шум идёт извне. Мол, смотрите, завод стоит, а гул идёт, его, дескать, и слышат жители.

Есть видеозапись, на которой Селихов заверяет комиссию, что КамАЗам, припаркованным на территории завода, дана команда не трогаться с места. А спустя несколько минут их уже нет. А ещё через какое–то время они вновь въезжают в ворота. Чудеса…

Но что же с запахом? «В процессе деятельности предприятия выделяется характерный запах, свойственный технологическому процессу переработки масляных культур», – пояснил Геннадий Захарченко, начальник областного управления Роспотребнадзора.

То есть никакие фильтры тут не помогут. Вся надежда – на пресловутый экстракционный цех. Но, во–первых, сроки его строительства – декабрь 2015 года. Во–вторых, как заметил в одном из телеинтервью замдиректора по перспективному развитию «Орёлрастмасла», цех не избавит от запаха на 100%.

Вместе с тем с 1 января 2015 года в силу вступают санитарные нормативы по запаху (которых пока, к слову, нет, и поэтому Роспотребнадзор в этом плане бессилен). С принятием норм завод попросту закроют, если уровень запаха будет превышен.

– Отсюда напрашивается вполне логичный вопрос: почему бы руководству завода не обратиться к облправительству, чтобы оно подыскало площадку за пределами города, вместо того, чтобы разыгрывать заведомо проигрышную карту? Это решило бы все проблемы одним махом. А так, находясь на территории города, завод уже одной ногой в могиле, – уверен Игорь Фёдоров.

И последнее. Масло, которое производит завод, не реализовывается ни в Орловской области, ни в России вообще. Получается, единственная «продукция», которую даёт нам «Орёлрастмасло» – запах и шум, головная боль, отравления и испорченные нервы. Не велика ли цена?

Смотрите также: