«Сталин сказал - не виновен». Как гибель Чкалова погубила авиаконструктора

Поликарпов дает пояснения Сталину и Молотову по истребителю Ил-5 © / Геннадий Рыжкин / Из личного архива

Краевед Геннадий Рыжкин побывал в кабинете авиаконструктора Николая Поликарпова в Москве и узнал историю его жизни из уст внука Андрея. Специально для «АиФ-Черноземье» ученый записал историю жизни знаменитого авиаконструктора.

   
   

С визитом из Ливен

Справка
Николай Поликарпов - советский авиаконструктор, глава ОКБ-51. Родился в селе Георгиевского Орловской области. Является одним из основоположников советской школы самолётостроения. Создал истребители И-15 бис, И-153 «Чайка», И-16, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».
В квартире, где жил Николай Николаевич Поликарпов, коридор увешан картинами, выполненными масляными красками, в старых рамах. Сюжеты напоминали работы мастеров прошлых веков, в основном пейзажи.

«Это все писал дед, он любил рисовать, как рассказывала мама, проводил за мольбертом много свободного времени», - рассказывает внук Николая Поликарпова Андрей, который, как выяснилось, работает военным инжерером-оборонщиком.

Мы оказываемся в домашнем кабинете Поликарпова. Большой стол напротив окна. Слева так называемое бюро — высокий столик с наклонной крышкой и с множеством выдвижных ящичков. За такими раньше читали, а чаще писали, но это можно было делать лишь стоя. По стенам комнаты — книжные шкафы с застекленными дверками и множеством книг. Высота — до потолка, а это, наверное, метра четыре. Справа на полках разные сувениры: модели самолетов Р-5, У-2, И-185, кубки, вазы, самолётные часы. В книжных шкафах не только техническая литература, но и книги по археологии, географии, философии, Сочинения Фрейда, Клаузевица, Аристотеля. Андрей приносит альбомы с фотографиями: «Мама незадолго до смерти составляла их, делала подписи». И мы погружаемся в сложную, но интересную жизнь авиаконструктора Николая Поликарпова.

Путешествие по фотоальбому

Во время учебы в духовном училище. Фото: Из личного архива/ Геннадий Рыжкин

Семья Поликарповых жила в скромном доме на краю села Георгиевское, ныне Калинино Ливенского района Орловской области, у церкви Георгия Победоносца. Её глава Николай Петрович служил в этой церкви, и когда сыну Коле исполнилось 9 лет, он повёз его в Ливны, где устроил в духовное училище. Жильё мальчику нашли на улице Кузнецкой в доме небогатого купца Коломыцева.

Городские относились к приезжим из деревень свысока, но вскоре Коля показал, что он ничуть не уступает по развитию и даже превосходит многих. Помощник смотрителя училища Богданов написал в Колином дневнике: «…В знак расположения, обусловленного хорошим поведением и успехами моего питомца, пожелаю преуспевать в науках…» Эта запись много значила. В 1907 году Николай с отличием закончил училище. В выборе дальнейшего пути  вопросов не возникало: сын священника тоже должен быть священником, и вот — Орловская духовная семинария. Здесь преподавали не только церковные науки, но и литературу, историю, математику и физику. Усвоил все предметы он успешно, и, казалось, отсюда — прямая дорога в священнослужители. Но он решает связать свою судьбу с техникой и поступить в политехнический институт. Семинарского образования для этого оказалось недостаточно,  нужно было представить аттестат зрелости из гимназии да ещё заплатить 210 рублей в семинарию, если так можно сказать, «за измену» духовному ведомству. Наконец,  все преграды и сомнения преодолены: он сдаёт экстерном экзамены в 1-й мужской гимназии и вновь успешно. В Петербурге в Политехническом институте имени Петра Великого учился Николай хорошо, да ещё ходил на курсы авиации и воздухоплавания. Так что и тема для дипломного проекта была выбрана по авиационной тематике — проект аэроплана. После окончания института Николай Поликарпов связал свою судьбу с авиацией, и как оказалось, навсегда.

   
   

Истребитель создавался в тюрьме

В 1928 году Николай Николаевич работал техническим директором и главным конструктором  опытного авиазавода. Тогда он получил задание на создание истребителя до июля 1930 года. Он трудился самозабвенно, казалось, что успех близко и страна обязательно получит новый самолет. Но ночью приехали люди из ОГПУ, сделали обыск и увезли Поликарпова. Он обвинялся во вредительстве. Сначала условия были ужасные. Денисов, сидевший с Поликарповым, писал: «…сажали на обычное ведро на сквозняке — сиди, пока не скажешь, кто и где тебя завербовал шпионом…»

Но руководители спохватились, что арестовали лучших специалистов и самолёты некому стало конструировать. Смертный приговор Поликарпову срочно заменили на десять лет тюрьмы  и привезли на завод имени Менжинского, где в одном из ангаров устроили конструкторское бюро. Ряды кульманов и столов, в другом ангаре — койки. Это было — ЦКБ-39 ОГПУ, или, как его прозвали конструкторы, «Шарага». Чтобы меньше думали о еде, хорошо кормили, работал также буфет, где продавали осетрину и апельсины. Но кругом были охранники. Начальником конструкторской группы был представитель ОГПУ. Всего в 1930 году туда поместили 300 человек.

28 марта 1930 года был утверждён макетный образец истребителя. На постройку самолёта начальство отпустило месяц, 29 апреля был выполнен испытательный полёт. Двум самолётам из этой серии присвоили звучные имена: «Клим Ворошилов» и «Подарок XVI съезду». На киле нарисовали пятиконечную звезду,  в центре которой вписали буквы «ВТ», что означало «внутренняя тюрьма». После успешных испытаний самолёт И-5 показали самому Сталину на Ходынском аэродроме. По вооружению объяснения сделал Надашкевич, по самолёту — Поликарпов. Вождь внимательно выслушал доклады, а потом спросил: «Вас здесь не угнетают?»

К концу 1932 года было налажено серийное производство истребителя, и он пошёл в воздушный флот. А раньше, летом 1931 года, Николай Николаевич позвонил домой и сказал супруге: «Шура, я еду домой».

Впоследствии под руководством Поликарпова создаются истребители И-15, И-153, И-16, И-17, И-180.  Последним предполагалось оснастить нашу авиацию перед грозой войны, которая неумолимо надвигалась.

Трагедия

Чкалов с женой и Поликарпов. Фото: Из личного архива/ Геннадий Рыжкин

В кабинете у Николая Николаевича висел портрет Чкалова в рамке. Он работал в конструкторском бюро Поликарпова лётчиком-испытателем, дал путёвку в жизнь многим истребителям, которые в начале тридцатых годов считались лучшими в мире. Но боевая проверка машин в небе над озером Хасан показала, что они отстали от жизни — терпели поражения в небе.

В бюро Поликарпова дни и ночи работали над новым истребителем. Трудностей преодолели много: то мотора не было, то на заводе не могли освоить новые технологии. Но всё-таки в декабре 1938 года самолёт был доставлен на аэродром.

Чкалова тогда часто отзывали из отпуска, 3 декабря он прибыл на испытания. С самолётом не ладилось, комиссия обнаруживала десятки дефектов. Чкалов нервничал, вымещал зло на главном конструкторе, однако вылет состоялся, но всё закончилось трагически. Мотор заглох, при снижении машина задела стеллажи с металлом и разбилась. Чкалов погиб. Правительственная комиссия виновниками посчитала Поликарпова, директора завода и начальника испытательной станции. На следующий день Сталин позвонил Николаю Николаевичу и сказал, что он не виновен, пусть продолжает работать.

Но профессиональная судьба Поликарпова после гибели Чкалова оказалась неудачной. Ни один из его самолётов  не был взят на вооружение, хотя следующий истребитель И-185 имел лучшие характеристики в мире. Но пробивной силы у Николая Николаевича уже не было. Его самолёты И-15, И-16 участвовали в боях в само начале войны, знаменитая «швейная машинка» У-2 применялась в качестве разведчика, санитарного самолета и даже бомбардировщика.

Он дважды удостаивался звания лауреата Сталинской премии, избирался депутатом Верховного Совета СССР, в 1940 году стал Героем социалистического труда. В последние годы своей жизни был заведующим кафедрой в Московском авиационном институте. 30 июля 1944 года он скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище.