Тамбов, 29 января – АиФ-Черноземье
Сегодня профессор Тамбовского государственного технического университета Юрий Литовка рассказывает читателям «АиФ-Тамбов» о том, что движет им на протяжении столь долгого времени.
Под шум дождя
АиФ: – Вы помните свой первый поход?
АиФ: – Кто учил тонкостям дела?
Ю.Л.: – Тогда никто ничему нас не учил. Шаг за шагом разгорался интерес: ставили спортивные цели, определяли более сложные маршруты, причём в разных видах туризма. Поначалу были важны спортивные достижения. С годами, как это обычно бывает у туристов, которые налюбовались красотами природы и изучили культурные особенности той или иной территории, возникла потребность ходить в походы с единомышленниками, со своим сформировавшимся коллективом. Сейчас я могу сказать, что именно в походах живу полноценной жизнью.
АиФ: – И что - есть у нас в Тамбове такие организации, объединяющие туристов?
Ю.Л.: – Ещё в 1973 году на базе ТИХМ был образован туристический клуб «Эдельвейс». Со временем в Тамбове появились порядка полутора десятков схожих по роду деятельности организаций. Но до сегодняшних дней выжил только «Эдельвейс». Он и является центром притяжения местных туристов. Есть в нашем сообществе товарищи, с которыми мы вместе уже более тридцати лет. С людьми нам повезло – вместе не только составляем маршруты, но и снаряжение своими руками делаем.
Костяк остался
АиФ: – Долгие годы на Тамбовщине существовала областная федерация спортивного туризма, которую вы возглавляли. Что было тогда, и как обстоят дела сейчас?
Ю.Л.: – Работала школа туристской подготовки при федерации. Были бесплатные учебно-тренировочные походы. А сходив один раз, люди «заряжались» и отправлялись вновь. Азарт был настолько велик, что специально ездили в Москву, чтобы в клубе туристов изучить нужную литературу, которую даже на руки не выдавали. Приходилось даже перерисовывать вручную карты.
В советские времена спортивный туризм привлекал своей дешевизной. Из Тамбова мы отправляли до ста спортивных групп в год. Эти поездки были вполне доступны. К примеру, до Полярного Урала в 1991 году можно было по студенческому билету сходить на две недели за 35 рублей – одна стипендия уходила на всё про всё. В 90-е на это уже требовалось десять стипендий. Денег у людей не было. Тогда и произошёл провал в потоке туристов. А сегодня мы отправляем человек пятьдесят от силы.
АиФ: – И всё же костяк вашего туристического сообщества не бросил своё дело…
Ю.Л.: – В основном среди нас люди уже состоявшиеся. И если раньше ходили с протянутой рукой, чтобы собрать спонсорские средства, то теперь сами зарабатываем достаточно для того, чтобы позволить себе путешествия. Среди нас немало таких, кто постоянно куда-то собирается. К примеру, уже куплены билеты на Камчатку. Вылет туда запланирован на предстоящее лето. Там мы были в 2008 году, и до сих пор с восторгом рассказываем о приключении под названием «Камчатка».
Повезёт – не повезёт
АиФ: – Какие путешествия ещё остались в памяти наиболее яркими?
Ю.Л.: – Вьетнам. Там всё другое: климат, природа, религия. 1961 скалистый остров. Некоторые скалы – высотой до ста метров. Недавно с друзьями смотрели «Непутёвые заметки» Крылова про эту страну. Так вот почему-то он не показал ни одной интересной вещи. Те, кто не был во Вьетнаме, увидев это, и ехать туда не захотят…
АиФ: – Чем сложнее маршрут, тем больше риск. Были в вашей практике несчастные случаи?
Ю.Л.: – В 1976 году была история, когда во время штурма на Кольском полуострове погибли двое наших ребят. С тех пор несчастных случаев не было. Вопросы безопасности всегда ставятся остро. Ребята, составляющие костяк нашей команды, опытные. И прежде, чем пройти маршрут определённой категории сложности, нужно обязательно получить предыдущую. Многие чувствуют уже потолок, получив третью категорию. Ведь до пятой идут препятствия, которые безаварийно можно пройти на основании опыта участников. А уже на шестой, хоть какой опыт имей, идёт игра вслепую: повезёт – не повезёт.
Важны не километры…
АиФ: – Шестой категории вы достигли. Это многого стоит… В километрах считали свою общую туристическую тропу?
Ю.Л.: – Это очень большая цифра. Но для меня важно не количество километров, а багаж увиденного и познанного, который стоит за этими расстояниями. Ведь немало случаев, когда путешественники преследуют формулу километро-дней, а даже самых известных достопримечательностей той или иной территории при такой гонке не замечают.
АиФ: – По возвращении из путешествий разницу между увиденным и нашей обыденностью чувствуете?
Ю.Л.: – Возвращаемся как-то на велосипедах из Норвегии в Россию. Ровно через метр после пересечения границы нас «встречает» огромная яма. Проехали чуть-чуть, решили у озера отдохнуть. Пришлось целый час искать место свободное – кругом всё было усыпано битым стеклом. После Норвегии, где люди помешаны на чистоте и на дорогах, гладких, как яичная скорлупа, разницу мы, конечно же, почувствовали…
АиФ: – Малый туризм для вас всё также актуален?
Ю.Л.: – Познавать Тамбовскую область по-прежнему интересно. На велосипедах ли, на байдарках, на лыжах. Наши леса, овраги, парки, рощи – всё это необыкновенно красиво. С дореволюционных пор сохранились порядка 60 церквей, десяток-полтора помещичьих усадеб, две ветряные мельницы, купеческие дома. Сегодня существует много краеведческой литературы по Тамбову. Пора уже расширять диапазон и выходить за эти пределы. Есть идея выпустить издание примерно в таком формате: карты, фотографии и минимум сопутствующего информационного текста.
Смотрите также:
- С рюкзаком на выходные: воронежский активист поведал о культуре туризма →
- В поисках свободы. Как кардинально изменить жизнь, ничего не теряя →
- В одной лодке. О водном туризме и преодолении себя →