Безвольные и безинициативные. Социолог о портрете сегодняшних студентов

Алексей Витвицкий / АиФ

Мы очень часто слышим, что современная молодёжь пассивна, ленива и привыкла жить на всём готовеньком. Почему так происходит и что по этому поводу говорит наука, во Всемирный день молодёжи «АиФ-Черноземье» рассказал заведующий лабораторией социологических исследований Воронежского государственного университета Анатолий Стеценко.

   
   

Днем работают, ночами гуляют

Наталья Сычева, «АиФ-Черноземье»: Анатолий Иванович, часто сетуют, что нынешняя молодёжь слишком инертна. Это так?

Анатолий Стеценко: Я бы так не сказал. Хотя мониторинг среди студентов, который мы проводим каждый год, действительно показывает, что молодым людям не хватает активности. Если они и хотят сделать что-то полезное, но не знают, с чего начать. Какие-то частные инициативы есть, особенно в плане праздников, а вот чего-то более серьёзного нет. Раньше инициативами занимался некий актив вместе с профсоюзами. Но теперь профсоюз номинальный, там только путёвки раздают да стипендии распределяют. Плюс к этому есть проблема формализации. Спустили распоряжение сверху, все заполнили бумажки, отчитались. И как в такой ситуации обнаружить студенческую инициативу? Конечно, многие молодые люди, несмотря на желание быть полезными, на себя брать ответственность не собираются, скорее, они готовы присоединиться.

– Современные юноши и девушки сильно отличаются от тех, кто учился лет 30-40 назад?

– Они просто другие. Хотя, общие черты у студенчества остались. Традиции разгильдяйства всегда живы. И в 70-х годах тоже случались пропуски, и гуляли отчаянно: ходили в кафе, на свидания. Правда, ночами часто разгружали вагоны. Сейчас же работают днём – вместо занятий, а ночами гуляют. Само образование среди современных студентов не так ценится, как раньше. Мотивации учиться, получать знания и профессию почти нет. Отсюда низкая посещаемость. Правда, на прямой вопрос – работаешь ли ты, многие отвечают отрицательно.

Родители советуют

– Какие же мотивы двигают студентами?

– Четверть студентов, поступая в университет, стремится оправдать ожидания родителей. До 10% студентов отвечают, что знания не нужны, нужен только диплом. Значит, где-то на «орбите» предъявляют и такие требования. И трудо­устройство происходит по линии связей, через тех же родителей, отсюда и стремление угодить их ожиданиям. А то вдруг обидятся и не устроят на работу? А на первом месте стоит мотив вписаться в рынок, даже без разницы, есть ли у тебя склонность к каким-то предметам или желание изучать определённые дисциплины. Например, на экономическом факультете до 90% студентов называют этот мотив одним из главных. Но никто не задумывается о том, как именно он впишется в этот рынок. Ведь при нынешнем перенасыщении устроиться по специальности очень сложно. На что надеются?

   
   

– Наверное, на конкуренцию? Ведь «вписаться» должны как раз те, кто хоть что-то знает…

– Возможно, но сегодня, чтобы что-то знать, надо ещё и самостоятельно заниматься. А современный студент этого не умеет. До 55% студентов честно отвечают, что им мешает в учёбе неумение заставить себя учиться. Некое безволие. Судя по мониторингу, волевые качества неплохо развиты лишь у студентов-юристов, а у остальных – нет, так как нет механизма воспроизводства волевых качеств. Из безволия вытекает и неумение работать с большим объёмом информации. Когда задаёшь прочесть несколько работ, молодые люди говорят, что не прочли, «потому что много».

Общение студента и преподавателя сейчас сведено к минимуму. Для студентов уважение со стороны преподавателей уже практически не имеет значение. Лишь 5% стремятся его завоевать. Конечно, здесь сказывается занятость, у людей не хватает времени на неформальное общение. И преподаватели уже не могут передать какие-то личные качества или умения студенту. Поэтому учёба для многих становится испытанием.

Некритичное мышление

– Есть мнение, что из-за большого потока информации молодёжь быстрее ориентируется и обрабатывает данные. Вы согласны?

– Мне кажется, это не так. Из-за большого количества информации люди, наоборот, разучились её обрабатывать. Ведь для этого нужно иметь критическое мышление и вычленять нужное. А с этим у нас беда. Сейчас со школы развивают кроссвордные навыки. На ЕГЭ просто натаскивают, говорят, где нужно ставить галочку, и всё – без размышлений. Потом и в университете это продолжается, правда, в другом формате.

Сейчас, когда образование поделено на бакалавриат и магистратуру, многие важные дисциплины ушли: культурология, социология, политология... Их практически не преподают бакалаврам, а без этих основополагающих мировоззренческих дисциплин невозможно полноценно развить критическое мышление. Когда я читаю лекции и задаю вопросы, студенты часто лезут в интернет, чтобы посмотреть ответы или какие-то комментарии. Сами даже не пытаются думать, так как знают – есть волшебная кнопочка, на неё и надеются. При этом фундаментальных знаний нет, отсюда и отсутствие точек опоры, то самое безволие и потерянность.

– Неужели всё так безнадёжно?

– Дело не в этом. Сегодняшняя молодёжь не хуже и не лучше, чем когда-либо. Просто именно такая, наверное, и нужна в современных реалиях. Хотя в любые времена человек должен стремиться мыслить, даже если у него другая логика. Мы её сами ещё не разгадали логику мышления современного студенчества. Ясно, что тут есть место прагматизму. Потому что будущая работа не обязательно связана с дипломом, и дальше обучение может продолжиться не по профилю, а со смещением. Мышление становится узкоспециализированным, и гибкость его теряется. Некоторые студенты это понимают на каком-то уровне и стараются восполнить свои знания.

Парадоксально, но исследования в России и Америке о том, куда после бакалавриата идут выпускники, показало, что 30% идут учиться в колледжи и техникумы. Заметьте – и это после высшего образования! 

Смотрите также: