Пострадали из–за открытости
– Людмила Петровна, нередко от гостей города приходится слышать, что липчане – люди бескультурные. Есть ли правда в этих словах?
– То, что русская культура сейчас переживает непростые времена, заметно. Но я не думаю, что это характерная черта Липецка. Здесь играют роль другие факторы: возраст и уровень образованности. Люди старшего поколения, даже без высшего образования, общаются культурно. Чего, к сожалению, нельзя сказать о молодежи. Она говорит на смеси сленгизмов и англицизмов и лишь меньшая часть лексикона приходится на литературный язык. У большинства подростков очень узкий словарный запас. Многие слова, которые должны входить в общеупотребимую лексику школьника, оказываются ему незнакомы. Это отчётливо видно, когда мы проверяем работы по ЕГЭ. Я уже не говорю о грамотности нашей молодежи, она падает с каждым годом.
– Но ведь раньше такого не было, что произошло?
– Русский человек – человек открытый. Из– за нашей открытости мы и пострадали. Началось активное западное влияние, и мы не смогли ему противостоять. Поменялись наша система ценностей, отношение к жизни, образование – всё. И новое поколение – дитя этого времени, эпохи идеологического вакуума 90– х гг., когда мы все потеряли, а нового не приобрели. Теперь новое мы копируем с Запада.
– В чём опасность копирования западных ценностей?
– Наша культура – коллективистская. Для нас всегда была важна соборность – единение душ. А западные установки совершенно иные, прагматические и индивидуалистические. Там каждый сам по себе. Если у нас главным концептом выступает слово «общение», то у англичан – «собственность» и производные от него. И представляете, эта культура влезает в нашу, происходит ментальный стык. Особенно это опасно для подрастающего поколения. Наши ментальные, культурные привычки, выработанные веками, ещё остаются в подсознании юных липчан, а правила, условия жизни меняются. Одно противоречит другому, происходит диссонанс. Отсюда и все перекосы.
Виновата жизнь?
– А развитие научно–технического прогресса, появление различных гаджетов как– то отражается на нашей культуре?
– Раньше единственным источником информации была книга. Она не просто давала информацию, но воспитывала, развивала мышление, формировала личность. Теперь её заменил компьютер, и человек, получая через него всё готовое, перестает мыслить, становится прагматиком, способным реагировать лишь на определённые установки. Поэтому у нас сегодня так популярны тесты. Ещё одна опасность, которую принесли с собой новые технологии – виртуальное общение. Оно делает человека некоммуникабельным и примитивно мыслящим.
– Как эти процессы сказываются на взаимоотношениях людей, их общении?
– Принимая западные установки на соблюдение личной дистанции, мы становимся более закрытыми. Но нельзя сказать, что всё только «из– за Запада». В сегодняшних реалиях, когда человеку приходится много работать, у многих просто не остаётся времени на общение с друзьями, родственниками, всё сводится к примитивному поддерживанию контактов. Усугубляют ситуацию и депрессивные настроения, которые преобладают в липецком обществе. В результате мы теряем наши исторически– русские качества. Мы всегда были очень гостеприимны, удачный вечер у нас оценивался по тому, насколько хорошо удалось пообщаться. А сегодня на такое времяпрепровождение у многих нет ни времени, ни средств. Сама жизнь делает нас менее общительными.
По пути бездуховности
– Ни к чему хорошему. К деформации сознательных кодов, духовной и культурной глухоте, к расчеловечиванию. Это слово я услышала от Любови Аркус, режиссёра фильма «Антон тут рядом», оно очень точно объясняет то, что происходит. Когда мы остаёмся без общения, когда у нас нет желания и возможности общаться, мы становимся более чёрствыми, из нашей жизни исчезает теплота отношений, исчезает дух соборности. Это и есть процесс расчеловечивания, потери духовности.
– Как– то можно возродить нормы, традиции, а соответственно и культуру общения?
– Нужно! Только это долго и очень сложно. Без перемен на уровне государственной политики сделать это невозможно. Сейчас между безграмотностью, бескультурьем и нормальным состоянием стоит только один человек – учитель. Нужно развивать образование, формировать уважительное отношение к языку, хорошо готовить учителей– словесников. А вообще каждый человек может совершенствовать свою речевую культуру вопреки всему, что происходит. Нужно больше читать, чтение – это интеллектуальный труд, который развивает мышление и духовную культуру.
Лекарство от фашизма: Липецкий режиссер о памяти, обидах и культуре.
Почти как живые. Липчанка делает кукол, похожих на людей
Для души все узоры хороши
Как ёлка «ё» породила. Как две точки меняют язык?
Кому нести «русский крест»? Почему писатель Александр Лапин уехал в деревню