Тамбов, 6 ноября – АиФ-Черноземье
«АиФ»: – Сергей Юрьевич, вы работаете в жанре фотопейзажа. Почему вы отдаёте предпочтение этому направлению?
С эпическим размахом
С.Р: – Но я люблю не просто природу, а масштабные и панорамные снимки. От них, как от полёта на самолёте или дельтаплане, захватывает дух, всё мелкое и ничтожное исчезает – остаётся что-то главное, порой трудно поддающееся объяснению. Если мне удаётся сделать «эпическое полотно», то считаю, что это настоящая творческая удача.
Летаю по ночам
«АиФ»: – Как вы делаете снимки с высоты птичьего полёта?
С.Р: – Всё очень просто: кружусь над городом на дельтаплане, взбираюсь на колокольни, башни, крыши многоэтажных домов.
«АиФ»: – Вы, наверное, бесстрашный человек?
С.Р: – Не стоит преувеличивать, но творческий азарт заставляет часто бродить по ночам в лесу, встречать рассветы в тридцатиградусные морозы, уезжать за сотни километров от Тамбова. Однажды пришлось за один день проехать по области 420 километров. Домой приехал и просто рухнул от усталости. И всё это ради нескольких удачных снимков. Я не хвастаюсь, просто это часть моей жизни. Ведь от времени суток, погоды, времени года зависят освещение, настроение, в конце концов, содержание фотографии.
Удивительное – рядом
С.Р: – Помню, в феврале прошёл дождь. Для горожан это целое бедствие, а для меня – возможность сделать уникальные снимки. Тогда получилась целая серия под названием «Хрустальный город». Самое интересное в них – свет. Такого удивительного свечения за счёт технических средств никогда не достичь. Кстати, это особенность фотопейзажей. Приходится использовать естественное, а не искусственное освещение. Поэтому люблю луну, этот природный «фонарь». Ночью, в полнолуние, снимки получаются наиболее таинственными, завораживающими, выразительными.
«АиФ»: – Судя по вашим фотоальбомам, вы предпочитаете делать не отдельные снимки, а целые циклы.
С.Р: – Действительно, у меня довольно много различных серий. Есть, например, «Страна берёзового ситца», «Тамбовские храмы», «Тамбов – взгляд с высоты» и так далее. Цикл работ позволяет более осмысленно и полно выразить ту или иную тему.
«АиФ»: – Что сегодня первично в фотоискусстве - техника или творчество?
С.Р: – Конечно, творчество. Сегодня нет ограничений в выборе фотоаппарата или объектива. Но не каждый становится профессиональным художником. Хотя пейзажная фотография сегодня немыслима без хороших технических средств. Однажды я сделал любопытный пейзаж, но на небольшом снимке не было того эффекта, которого я ожидал. Прошло немало времени, в Тамбове появилась возможность делать выставочные снимки больших размеров. Я сразу же вспомнил о заброшенной фотографии. Сделал фото размером 50 x 70. Результат был потрясающим.
Из любителей в профессионалы
«АиФ»: – Вы уже в довольно зрелом возрасте стали заниматься фотографией. Что вас подвигло перейти в стан профессионалов?
С.Р: – Я и не помышлял стать профессиональным фотографом. Однажды мои друзья, зная о моём давнем увлечении, посоветовали организовать персональную выставку в областной картинной галерее. Идея мне понравилась. Но тогда я ещё не знал, насколько это серьёзно. Тем не менее, взялся за это дело, особенно не рассчитывая на успех. Тем более, что в Тамбове немало хороших фотографов, конкуренция достаточно жёсткая. Но когда открыл книгу отзывов – удивился. Многие посетители выставки писали, чтобы я продолжал заниматься творчеством. Это меня окрылило. Значит, мои работы вызвали отклик у любителей фотографии. Кроме того, художники сделали мне несколько дельных замечаний. В общем, с того времени я стал серьёзно относиться к своему увлечению.
«АиФ»: – Кого вы считаете своим учителем в фотографии?
С.Р: – Многое почерпнул у тамбовского фотографа Ивана Пальникова, до сегодняшнего дня мне помогает добрыми советами старший искусствовед Тамбовской картинной галереи Татьяна Сутормина. Но самое большое влияние на меня оказал знаменитый российский фотограф-пейзажист Вадим Гиппенрейтер.
Законы красоты
«АиФ»: – Вы выполняете социальный заказ или стараетесь держаться подальше от властных структур?
С.Р: – Безусловно, настоящий творец должен подчиняться только законам красоты, собственным таланту, интуиции и опыту. Но у меня сложились неплохие отношения с представителями власти, более того, я сделал ряд некоммерческих проектов, посвящённых городам и сёлам области. Сейчас готовится к изданию фотоальбомы р. п. Мучкап и г. Рассказово. Их руководители дали мне полную творческую свободу.
«АиФ»: – Что самое главное для фотохудожника?
С.Р: – Без ложного пафоса скажу: поделиться радостью от уведенной красоты. Многим в наше «рыночное» время это просто недоступно. Да и не каждый в два часа ночи пойдёт в лес полюбоваться веткой сосны, припорошённой снегом, полетит на дельтаплане над городом. Проще прийти на выставку или открыть фотоальбом. Но самое главное, мои фотографии помогают людям чуть-чуть приподняться над суетой жизни…
Смотрите также:
- Живописец: «Каждая выставка – это определённый экзамен для художника» →
- Михаил Салычев: "В скульптуре должна жить музыка" →
- Фотограф наш, он лучший самый →