Следы Советского Союза в Курске

Курск, 26 декабря – АиФ-Черноземье

   
   

Уже больше 20-ти лет прошло с тех пор, как с политической карты мира исчез Советский Союз. А многие здания нашего города продолжают стоять под гербами несуществующего государства. Причём не только клубы, кинотеатры, но и административные здания. Так что иногда приходится задумываться, в какую эпоху мы всё-таки живём. Герб Советского Союза до сих пор украшает здание Дома Советов, Администрации центрального округа г. Курска, Управления ФСБ и Железнодорожного вокзала. Осталась и «эмблема» СССР и, видимо, периодически реставрируется на заводе «Электроаппарат». Из учреждений культуры этот знак был замечен на здании ДК ЖД, над порталом в концертном зале Областной Филармонии.

Попытки «освободить» Курск от советских символов всё же были. В 90-е годы со здания Курского НИИ Министерства Обороны убрали герб СССР, был уничтожен герб РСФСР на доме 39 по улице Дзержинского. Причём последний установили там в 20-е годы XX века. Этот бетонный знак пережил Великую Отечественную войну, но не устоял перед наследниками социализма.

Другая советская символика: пятиконечная звезда, серп и молот тоже встречается в Курске достаточно часто. Сейчас они уже играют роль обычного декора зданий. Так этими символами буквально усыпан «Дом профсоюзов». А «Дом связи» (ныне Курский почтамт) украшен барельефом с серпом, молотом и телевизором. И таких примеров множество, просто мы уже не обращаем на это внимание, или просто забываем о том, что они значили.

В наследство от СССР нам достались и памятники. Конечно, многие из них стоит рассматривать не как символ советского строя, а как произведения искусства. Собственно, благодаря такому взгляду у нас ещё цел памятник В.И. Ленину у Дома Советов, хотя были желающие его снести. Другое известное пристанище вождя мирового пролетариата – Детский парк. Сейчас там стоит памятник «Ильичу», привезённый из ГДР.

Ещё один любопытный символ советской эпохи – монумент «В космос», установленный недалеко от здания Кукольного театра в честь «прорыва» СССР в космос. Сам памятник представляет собой рабочего, который бьет молотом по наковальне, а позади него рвется ввысь ракета. Постамент уже подразрушен, зато у ног рабочего стоят гвоздики, флаг СССР, а на камне, держащем эти «аксессуары», надпись «ВКП(б)» и «объявление» о еженедельных встречах коммунистов у памятника В.И. Ленину на Красной площади. Некое письмо из прошлого. Подобную надпись мы можем увидеть и у памятника Ф.Э. Дзержинскому. А то, что такие «объявления» размещаются именно на этих скульптурах, означает, что для сторонников компартии эти монументы, видимо, являются символами советской эпохи.

Со времени развала СССР много его внешних атрибутов, конечно же, исчезало с улиц города. Но процесс «заметания следов» начался ещё и во второй половине 50-х годов. По рассказам курского краеведа Владимира Степанова, после развенчания нашим земляком Никитой Хрущёвым культа личности Сталина из города, причём ночью, исчезли его скульптуры. Бюст вождя убрали из Первомайского сада (Детский парк). А парк им. Дзержинского покинула скульптурная композиция «Ленин и Сталин». Так что удалять свои символы коммунисты начали сами. Потомки же это дело продолжать не спешат. Почему? Можно предположить несколько вариантов: а) мы уважаем историю и храним её; б) куряне ещё грезят о Советском Союзе; в) нам просто лень заниматься «зачисткой».

   
   

Кстати

Убирать памятники других политических режимов для России уже привычка. Курск более лоялен к символам советской эпохи, чем другие города РФ. А вот большевики были не так добры к курским памятникам царизма.

К слову, их у нас было и не так много. С приходом власти Советов в городе сразу убрали памятник Александру II, который находился у Введенского храма на улице Дубровинского, и монумент Александра III, стоящий в зале Дворянского Собрания.

Незаслуженно пострадал памятник Ипполиту Богдановичу, курскому поэту, автору знаменитой в своё время поэмы «Душенька». Это произведение было написано на античный сюжет о любви Психеи и Купидона, оно и прославило курского автора. Поэтому на постаменте памятника была изображена эта героиня. Как рассказывает Владимир Степанов, когда Знаменский собор перестал быть церковью, советские женщины, особенно крестьянки, не попадая в храм, стали направлялись к неподалёку стоящему памятнику: изображение Психеи принимали за Божию матерь, молились перед ней. Поэтому памятник пришлось убрать.

 

Смотрите также: