Более семидесяти лет 7 ноября считалось самым главным праздником нашей страны. "Да здравствует вождь мирового пролетариата", - доносилось в этот день из каждого уголка в любом городе. Сегодня времена слепого почитания Ленина прошли. Однако дело вождя, как оказалось, не умерло. В этом году в Липецкой области ему даже поставили новый памятник.
Памятник Ленину установили чуть более месяца назад в десяти километрах от Мещёрки, в центре села Ламское Становлянского района. Его бетонный бюст смотрит с постамента через поля на запад, как раз туда, где двадцать лет назад стоял его близнец.
"Это наша память, - говорит секретарь Липецкого областного комитета Коммунистической партии Николай РАЗВОРОТНЕВ. - В годы перестройки по всей стране прокатилась волна погромов. Люди разрушали памятники вождю пролетариата, как бы вымещая на гипсе и бетоне обиды за перенесенные несправедливости. Настала пора собирать камни. Вот мы памятник и поставили. Был торжественный митинг, приехали гости из района и области..."
Событие мирового масштаба
Впрочем, памятник Ленину Мещёрка утратила не в результате "постперестроечных погромов", а по вине бульдозериста. Но скандал из-за этого разразился жуткий.
Александра Сергеевна ПОМОГАЕВА, бывший председатель Мещёрского сельсовета, помнит все до мелочей, будто это было вчера. Январским утром 87-го года в ее кабинет вбежала взволнованная односельчанка.
- Шур, ты слышала? Александр Иванович-то что надумал! Памятник сломал.
- Какой памятник?
- Да тот, полуразрушенный, что недавно из Ельца привез!
"Я бегом к нему в правление, - рассказывает Александра Ивановна. - Говорю: "Ты что удумал?" А он: "Да не волнуйся, Сергеевна, никто ничего не ломал. Просто мы его в амбар занесли. От непогоды спрятали". Я и успокоилась. Оказалось, зря..."
Еще бы не зря. Через день в областной газете "Ленинское знамя" вышла разгромная статья "Случай в Мещёрке". Затем подобные публикации появились в центральных СМИ. Об инциденте сообщила радиостанция "Свободная Европа". "Председатель колхоза бульдозером разрушил и закопал памятник Ленину!" "Бомба", "идеологическая диверсия" и "подрыв социалистического строя" - это самые мягкие выражения, которые довелось услышать всем, кто имел хотя бы косвенное отношение к произошедшему... Со всего Советского Союза в Мещёрку шли гневные письма. Пострадали более десяти человек - вся партийно-хозяйственная верхушка Становлянского района и села Мещёрка.
Кого-то сняли с должности, кого-то исключили из партии, но все поплатились нервами и здоровьем... Сама Александра Ивановна так вспоминает день, когда разразился скандал: "Меня сзади держат, а я все равно валюсь без сознания... Только сказала: "Ради Бога, снимайте с работы, но не исключайте из Коммунистической партии..."
Демократия началась со Станового?
Памятник, из-за которого разгорелся весь этот сыр-бор, в колхоз "Память Ленина" привез его председатель, Александр Родионов. До этого он пылился на территории бывшего коммунхоза в Ельце. Родионов хотел поставить его перед правлением - чтобы было красиво, но пришлось на заднем дворе: из-за трещин и повреждений. Хотели отреставрировать, да никто не брался.
"Да ведь неправда, что Родионов памятник приказал сломать! - вспоминает Александра Сергеевна. - Его никто специально не ломал! Бульдозерист разворачивался да нечаянно задел. Он и развалился!"
"Никогда тот январь не забуду, - говорит начальник отдела культуры администрации Становлянского района Клавдия МАЛЮТИНА. - Слишком многим он судьбы перепахал. 12-го числа состоялось партсобрание в Мещёрке. Хотели Родионова снять - колхозники не дали. Грудью за него встали! А 13-го было бюро обкома партии. Я работала - а была в то время секретарем по идеологии - и не знала, что меня уже сняли! Пострадали Репкин - бывший первый секретарь райкома партии, Жиляев - председатель райисполкома, Фирсов - его зам, Морозов - секретарь парторганизации колхоза "Память Ленина"... Правда, где-то через год произошло невероятное: нас оправдали. Мы подали апелляции в Москву, в комитет партийного контроля. Поэтому я до сих пор говорю: "Демократия началась с нас!" А с поста секретаря райкома я ушла в школу, в первый класс. Восемь месяцев там работала, пока из Москвы бумага не пришла...
Судьбы тех, кого перемолола та чудовищная идеологическая мясорубка, сложились по-разному. Федор Жиляев теперь начальник управления культуры области, Иван Морозов - сотрудник областной администрации, Александра Помогаева и Сергей Фирсов с тех пор на пенсии, а самого Александра Родионова давно нет в живых. Последние годы жизни он работал в деревне Телегино Становлянского района. Хотя становлянцы до сих пор его вспоминают: хозяйство при нем пошло в гору, а в эпоху застоя и уравниловки он пытался работать по-хозяйски: лентяев наказывал рублем, передовикам прибавлял зарплату.
"Родионов? Как же, помним, - говорили нам все, кого мы спрашивали в Мещёрке. - Настоящий хозяин, справедливый, порядочный мужик".
"Великий герой"
Отношение к вновь воздвигнутому памятнику в Становлянском районе неоднозначное.
- А вы знаете, кому этот памятник? - спрашиваю у двух школьниц, которые прямо на моих глазах возложили к подножию памятника осенние астры.
- Конечно, знаем! Ленину!
- А кто такой Ленин?
Похоже, вопрос застал их врасплох. Немного помявшись, та, что повыше, наконец осмеливается:
- Это - великий герой!
Уточнить, чем конкретно прославился "герой Ленин", девочки затрудняются.
- Да так это все, никому не нужная затея! - говорит в сердцах подошедшая женщина, Александра ЕЛИСЕЕВА. - Он стоял поначалу у конторы колхоза "Имени 22-го партсъезда". Колхоз развалился, пришли инвесторы, памятник сняли. В школьном амбаре пылился-пылился, и потом - нате вам! - решили вновь поставить. Да и пришла всего кучка народу-то! Наш глава администрации Бекетов полдня по домам бегал, народ собирал. Я ему так и сказала: "Геннадий Иванович! Я вас уважаю, но на этот митинг не пойду!"
- Почему?
- Потому что сейчас время пришло другие памятники ставить. Памятники разрушенной православной духовности. Вот в прошлом году в Ламском освящали крест у часовни, которую будут восстанавливать. Было действительно все село. Люди пришли нарядные, с цветами. Каждый положил горсть земли к подножию креста. Все хотят, чтобы в селе церковь работала! Раньше Ламское было вотчиной родовитых князей Голицыных. Знаете, какой Казанский храм здесь стоял! Высотой более сорока метров, пятикупольный! Для села это редкость. А под горой - источник Казанской Божией матери. Во все советские годы на Крещение здесь собирались люди. Значит, вера в людях жила. А пока мы молимся в специальной комнате, в сельской администрации. Вы меня поймите правильно, мои родители были фронтовиками, коммунистами. Я с детства, еще с октябрят всегда была активной. В школе не один десяток лет старшей вожатой отработала! А потом пришла к вере. И многие так же, как я считают. Храм надо восстанавливать! Вот какие памятники нам нужны!
- Ну почему вы так резко? - к нам подходит молодая миловидная женщина. - Ленин - это историческая личность, и этот памятник - просто дань уважения историческому лицу. Свою историю - и плохую, и хорошую - мы должны хранить...
Кстати
...Весной 2004-го года в хлевенском селе Конь-Колодезь священник отец Иоанн Чепрасов тоже сломал памятник Ленину. Вождь мирового пролетариата стоял перед имением адмирала Сенявина, в котором в советские годы размещался сельхозтехникум. Техникум перевели в другое здание, а адмиральскую усадьбу отдали церкви под православный центр. Отец Иоанн не раз обращался к властям с просьбой убрать в другое место скульптуру известного безбожника. Не дождавшись ответа, сам подогнал бульдозер и "свергнул" Ленина с престола. Скандал разгорелся недюжинный. Коммунисты хотели привлечь батюшку к уголовной ответственности - не вышло. Его наказали по линии церковной - лишили сана и возможности служить.