Воронеж, 19 февраля – АиФ-Черноземье.
Как рассказывают сами переселенцы, бюрократические препоны с получением гражданства способны отбить всякую охоту становиться россиянами. Но кому-то действительно просто некуда деться, а кого-то настолько тянет домой, что он готов терпеть любые издержки российского законодательства. Так начинается хождение по мукам…
Без паспортаи гражданства
Галина Чхинкели, в девичестве Кралина, родилась в 1940 году в Борисоглебске, в 1966-м переехала в грузинский город Поти, где познакомилась с моряком дальнего плавания, за которого и вышла замуж. После распада СССР её муж-грузин, находясь на территории РФ, получил российское гражданство, а она так и осталась гражданкой Грузии.
Почти 20 лет Галина пыталась получить российский паспорт, но все её запросы оставались без ответа – то ли почта не работала, то ли письма не доставляли. В 2006 году она официально вышла из гражданства Грузии, надеялась – так будет легче стать россиянкой. Куда там! На демарш пенсионерки даже не обратили внимания. И вот, в 2008 году, в самый разгар войны между Грузией и Южной Осетией, женщина, махнув рукой на проблемы с бумагами, уехала в Россию. В Борисоглебск, где жила её взрослая дочь. Но на малой родине ждали одни разочарования.
Заявление о предоставлении ей статуса беженца, со слов Галины Михайловны, на её глазах порвала инспектор местного отделения УФМС, заявив, что на русских по национальности статус беженца не распространяется.
Жизнь превратилась в хождения по кабинетам, сплошные унижения и отказы. Хотя непризнанная беженка и писала в различные инстанции, письма как будто шли «на деревню дедушке». Наконец, в 2012 году Галине Михайловне пришёл ответ от Константина Ромодановского, главы Федеральной миграционной службы РФ. Ей предлагали поехать в Москву и решить вопрос с посольством Грузии. А поскольку эта страна разорвала с Россией дипломатические отношения, то Галине советовали обратиться в посольство Швейцарии, которое могло выступить посредником между двумя странами. Но, давая такие «советы», никто и не задумывался, как женщина с просроченным грузинским паспортом на руках сможет купить билеты и на какие средства ей «гостить» в Москве, чтобы обивать пороги посольств и ведомств?
- Что мне делать? Политики и чиновники прикрываются бесчеловечными законами и инструкциями, а я на старости лет превратилась в бесправную бродягу! – плачет 72-летняя женщина.
Казах? Немец? Русский бомж?
По документам Сергей Лавренко – гражданин Германии, по сути - бомж. В ФРГ он вместе с женой – «русской немкой» и тремя детьми перебрался из Алма-Аты 17 лет назад. Сначала всё складывалось неплохо – Сергей устроился на работу электриком и даже смог купить квартиру – в кредит. Но потом попал под сокращение и оказался на улице. Финансовые проблемы привели к разводу с женой, а одиночество натолкнуло на мысль уехать в Россию.
В 2012 году в российском посольстве ему предложили воспользоваться программой переселения соотечественников и обосноваться в Воронежской области. Сергей с радостью отправился на родину, но, как выяснилось, радоваться было рано.
– Я никак не мог прописаться, потому что никого не знаю, не мог устроиться на работу и не мог оформить документы, – рассказывает мужчина. – Я думал, что в России будут встречать тех, кто приезжает по программе, будут помогать с устройством и работой. Но здесь ты никому не нужен. Очень много справок. И за всё надо платить. А когда тебе негде жить, деньги быстро кончаются…
Пока Сергей собирал одни документы, прекращалось действие других. А приём в нужных кабинетах в УФМС всего дважды в неделю и лишь по несколько часов. А значит – огромные очереди. Когда стоять, если надо работать? Сергею всё же удалось устроиться на горно-обогатительный комбинат. Единственное место, куда взяли без паспорта и прописки. И даже дали комнату в общежитии. Одно плохо – сильно задерживали зарплату, денег вечно не было, и Сергей уволился.
Сейчас он живёт в общежитии на птичьих правах, перебивается случайными заработками. Срок действия визы и миграционной карты закончился.
– Я буквально вишу в воздухе! Боюсь, что депортируют, – переживает мужчина. – Я квалифицированный рабочий, слесарь-электромонтажник четвёртого разряда. Неужели рабочие руки России не нужны?
Смотрите также:
- Вторая родина. Как в Курске сложилась жизнь беженцев из Украины →
- Липчане возвращаются на Родину →
- Недоступный Харьков →