Курск, 9 апреля – АиФ-Черноземье
Проблема адаптации людей, скатившихся на социальное дно, назрела давно. Бездомных наркоманов и арестантов хватало во все времена. Однако адекватные и конкретные пути решения начали реализовывать совсем недавно и далеко не везде. Как правило, стезя социализации отдана на откуп частным структурам и волонтёрам. Государство долгое время не хотело обращать внимание на социальные низы, но сейчас этот крен стараются выровнять. В частности, курские чиновники пообещали, что в 2016 году центр социальной адаптации появится и в Соловьином крае.
Спрос без предложения
Первое, что становится известно в любого рода начинаниях – это цифры. На строительство центра в региональном бюджете предусмотрено выделение в 2013 году – 26 млн рублей, в 2014 году – 48 млн рублей, в 2015 году – 13,7 млн рублей. Получается, что социальная реабилитация обойдется казне почти в сто миллионов рублей. И это только строительство! А ведь еще нужно привлечь специалистов самого разного профиля, разработать необходимые программы. В настоящее время уже определён участок под строительство в деревне Ушаково Курского района. Разработаны и утверждены поэтапные планы проектируемого здания. К слову, учреждение будет рассчитано на 40 мест. Много это или мало? Скорее, мало: так, по официальным данным, в 2012 году в территориальные органы службы занятости населения обратилось 143 бывших заключённых, 80 из них признаны безработными, 32 человека трудоустроены, 13 – направлены на профессиональное обучение. Это только бывшие узники тюрем, без учёта обширной «армии» наркоманов и бомжей. Это только лишний раз доказывает, что подобные центры необходимы.
Затуманенные планы
Если говорить откровенно, то все перспективы центра пока туманны и сумрачны. «На сегодняшний день продолжается разработка сметной документации, о конкретных программах по работе учреждения говорить ещё рано», – отмечает Любовь Лунева, первый заместитель председателя областного комитета соцобеспечения. Сейчас за «устройством» лиц, освободившихся из мест лишения свободы, следят комплексные центры социального обслуживания. УФСИН им передают информацию об освободившихся, прописанных на данной территории. На этом этапе цепь социализации обрывается. Понятное дело, что этих мер явно не хватает. С бомжами всё ещё гораздо сложнее. Их учёт никто не ведёт, да это практически невозможно. В госучреждения лица без определенного места жительства попадают только в том случае, если они представляют реальную опасность для общества. Никто «вклинивать» их в современный социум не собирается. Справится ли с этой задачей центр адаптации, также большой вопрос, но однозначно –попытаться стоит!
Юрий Азаров, врач-нарколог:
– Эффективное лечение наркомании держится на трёх китах – детоксикация, реабилитация и социальная адаптация. И если первые два этапа человек проходит вместе со специалистами, то этап адаптации в обществе проходит уже в привычном мире, можно сказать, на ощупь. Человек, пройдя программу реабилитации, выходит из тепличных условий в настоящий, реальный мир. Конечно, разнообразные жизненные ситуации разбираются во время реабилитационного курса, но все они являются только примерами – во время реабилитации человек не подвергается настоящим стрессам. Максимально быстро вернуться в строй, получить специальность, восстановить профессиональные навыки – это важнейший фактор выздоровления. Всё будет зависеть от того, насколько серьезно власти возьмутся за эту проблему, нужно, чтобы они сработали не сугубо «механически», распределив деньги и проконтролировав их расход. Нужно, чтобы чиновники прочувствовали проблему, вошли в положение тысяч людей, которые срочно нуждаются в социальной помощи.
Юлия Антонова, психолог:
– Курская область до сих пор живёт без опыта социальной адаптации. Но пусть это не звучит как укор. В общем и целом ситуация в регионе неплохая. Но то, что чиновники озаботились будущим, только радует. Пусть никого не пугают цифры, они за три года ещё не раз подкорректируются. В итоге могут подрасти и количество мест, и стоимость ремонта. Важно другое: оступившись, человек будет иметь реальный шанс вернуться в социум без психологических потерь. Но и здесь существут «подводные камни», которые могут поломать всю систему, которая так выигрышно смотрелась на бумаге, в отчетах. Мало построить современный центр, нужно, чтобы он реально работал, а это куда сложнее. Допустим, как ночлежка, временное пристанище для бездомных – центр адаптации будет пользоваться спросом. Но социализация – очень широкое понятие. Пока бывший заключённый или наркоман сам не захочет сделать шаг навстречу новой жизни, ни один Центр ему не поможет. Тут нужны особые механизмы, в том числе и агитационные. Насильственно в подобные заведения на «перековку» отправлять людей нельзя – не будет никакого положительного результата. Только зря потратите деньги и время. В принципе, российская практика центров социальной адаптации не позволяет сформировать единое мнение по этому вопросу: были как грандиозные провалы, так и победы.
Смотрите также:
- Идём в никуда. Главная проблема Липецка - липчане? →
- Послание потомкам. Архитектура - понимание жизни →
- Стройка хаоса не терпит →