«Несмотря на преклонный возраст, я всё ещё играю в куклы»

Тамбов, 9 апреля – АиФ-Черноземье

   
   

С четырёх лет Элла Шпильберг умеет шить, вязать, вышивать. Вначале нитка с иголкой помогали одевать близких родственников, но постепенно шитьё переросло в искусство. Элла Анатольевна дизайнер куклы Тильда. К сожалению, мало кто знает, что это целое направление в искусстве, которое, к сожалению, в Тамбове не имеет большой популярности, как в странах Западной Европы.

Из семьи самоучек

АиФ: – Элла Анатольевна, по крови вы стопроцентная латышка. Как вы оказались в Тамбове?

Э.Ш.: – Это очень длинная история. Мои предки были латышскими батраками. Но до революции Столыпин пообещал собственную землю в Сибири. Так они оказались Минусинском районе (Красноярский край). Земли здесь, действительно, было много. Но приходилось выкорчёвывать тайгу, чтобы заняться земледелием. Строили дома друг от друга на таком расстоянии, чтобы с крыши был виден дым из трубы соседнего жилища. Мои родители были соседями. Они приехали сюда, даже не зная русского языка. Но, увы, Россия оказалась к нашей семье неблагосклонной. В Первую мировую войну погиб мой дедушка, а в 1937 году репрессировали отца и его двух родных братьев. По мужской линии наш род прекратился. Потом началась война, мама работала в госпитале прачкой - стирала бинты, а я ей помогала их сматывать…

АиФ: – А как вы научились шить?

Э.Ш.: – Всё очень просто, раньше всю одежду мы себе шили и вязали сами. Потом мне эти навыки пригодились в 90-е годы, когда наступило время тотального дефицита. Шила даже кожаные куртки. 

   
   

АиФ: – Но это достаточно сложно, тем более, что ваша основная профессия – педагог дошкольного образования.

Э.Ш.: – Я из семьи самоучек. Главное, это творческий азарт, желание дойти до сути, превратить вещь в произведение искусства. Поэтому я в разное время увлекалась живописью, декоративной вышивкой и так далее.

Культурный союз

АиФ: – Может быть, ваш муж, фронтовик, музыкант Юрий Шпильберг вас стимулировал к такому творчеству?

Э.Ш.: – Да, Юрий Исидорович был разносторонним человеком: с 8 лет от роду писал стихи, сочинял музыку, занимался аранжировками, организовывал в тамбовском институте культуры студенческие оркестры. Но он вырос, в отличие от меня, в особой музыкальной среде. Его мама, Ирина Миклашевская, была выдающейся пианисткой, заслуженной артисткой РСФСР, лауреатом Сталинской премии. Она 37 лет проработала в Ленинградской консерватории. В шутку она говорила, что в их семье только один бездарь – Юра. Вероятно, она не понимала его увлечения трубой. Юра в молодости «заразился» джазом, поэтому и стал в юности играть на этом «примитивном» инструменте. 

Ленинградский парень

Э.Ш.: – Юра иногда в шутку себя называл ленинградским парнем, подчеркивая, что вырос в особой культурной среде северной столицы. Он никогда не позволял себе грубости, пошлости, высокомерия, у него были манеры аристократа. Даже Великая Отечественная война не смогла его «исправить», напротив, он в эти непростые годы написал знаменитый марш «100-я Свирская». Но он не любил вспомнить войну. Юра ушёл на фронт, когда ему было всего 17 лет. Мама ему сказала: «Иди воевать, Шпильберги на войне не погибают». 

АиФ: – Трудно быть сегодня интеллигентным человеком?

Э.Ш.: – Нет, нужно во главу угла поставить только один принцип: не делай другим того, чего не желаешь себе. Он всегда говорил, что моя мама, неграмотная крестьянка - интеллигентный человек. Действительно, в моей семье всегда исповедовали этот принцип. 

«Брось курить»

АиФ: – Известно, что у Юрия Шпильберга осталось много учеников. 

Э.Ш.: –  Да. Например, у него училась ныне популярная певица Лолита. Однажды она хотела выступить в студенческом оркестре. Но Юра поставил ей жёсткие условия – бросить курить. Когда она уже была знаменитой, он попытался связаться с ней, чтобы издать свои нотные тетради. Но Лолита не смогла помочь -выяснилось, что она не знает ни одной ноты. К сожалению, сегодня мало кто интересуется творческим и музыкальным наследием Юрия Шпильберга. 

Надоело учить

АиФ: – У вас довольно большой педагогический стаж. Но вы как-то легко расстались с педагогической деятельностью.

Э.Ш.: – Да, надоело учить. Хочется сейчас всё свободное время посвятить творчеству. Поэтому несколько лет назад я и увлеклась куклой Тильдой. Её «сконструировала» норвежский дизайнер Тони Финнагер в 1999 году. Сегодня она украшает многие дома в Западной Европе. Но постепенно мода на Тильду приходит и в Россию. Я не очень люблю традиционные национальные куклы. Они «тянут» в прошлое, а мне нравится идти вперёд. 

АиФ: – Сколько времени у вас уходит на изготовление одной куклы?

Э.Ш.: – Приблизительно пять дней. Вначале я шью корпус, потом делаю выкройки нарядов и так далее. Казалось бы, технология одна и та же, но каждый раз кукла по характеру получается разной, как, наверное, бывает разное настроение у художника. 

Стиль «Тильда»

АиФ: – Есть ли какие-то «стандарты производства» этой куклы?

Э.Ш.: – Безусловно, есть определённый стиль. Например, высота её должна быть 65 сантиметров, слегка «гипертрофированные» руки, ноги. Куклы шьются из натуральных материалов спокойных тонов с оттенком загара, хотя некоторые из них выделяются и более яркими красками. Мастерицы всего мира с каждым днём придумывают для неё разные роли. В общем – это целая концепция декорирования интерьера, поэтому по-особому подбираются аксессуары и наряды. Но я шью куклу из своих лоскутков, которые накопились у меня за многие годы. Поэтому мои куклы имеют особый характер.

АиФ: – А были у вас выставки?

Э.Ш.: – Да, я выставляла кукол в нашей областной картинной галерее. Хочу в этом году ещё раз подготовить выставку. Но главное, что эта кукла несёт позитивный настрой на жизнь тем, кому я их дарю. Иногда даю им имена. Но называю куклу так, чтобы подчеркнуть и особенность характера её будущего владельца. 

 

Смотрите также: