На гражданское оружие в Орловской области вырос спрос

   
   

Орёл, 9 апреля – АиФ-Черноземье

Палка о двух концах

АиФ: – Александр Николаевич, как вы считаете, для чего люди покупают травматическое оружие? Связано ли это с тем, что они не в полной мере доверяют полиции, и предпочитают действовать по принципу - защити себя сам?

А.П: – Безусловно, гражданское оружие приобретается в первую очередь для личной безопасности и безопасности своих близких. К сожалению, рейтинги работников правоохранительных органов не так высоки, как хотелось бы, определённая часть общества не доверяет полиции. Поэтому приходится соглашаться с тем тезисом, что люди предпочитают не надеяться на кого-то, а стараются самостоятельно обезопасить себя. Отчасти их в этом нельзя упрекнуть. Но, с другой стороны, чем ношение оружия может быть чревато? Менталитет российского человека таков, что, дескать, вот я иду с пистолетом и мне море по колено: я могу толкнуть кого-то, зная, что всё равно окажусь прав, а если и не окажусь, то достану оружие. Однако люди забывают, что применять его можно лишь в самых крайних случаях - когда грозит непосредственная опасность для жизни.

АиФ: – А где находится эта грань?

А.П: – Сейчас самая большая проблема заключается как раз в том, что грани этой нет. В законе есть понятие «необходимая оборона», но нет чёткого определения того, что под этим понимать. Взять, к примеру, недавний случай применения травматического оружия девушкой в московском метрополитене. Стрелявшая (Александра Лоткова – прим. Ред.) получила три года тюрьмы. За что? В своих показаниях она утверждала, что действовала в целях защиты друзей – им якобы угрожали ножом. Но когда проверили камеры наблюдения, то выяснилось, что никакого ножа не было. Следовательно, она не могла применять оружие. А вот если бы нож был, и имелась явная угроза жизни человека, то в этом случае применение травматики считалось бы правомерным. В свете подобных событий в Госдуме сейчас рассматривается вопрос о внесении поправок в закон, чтобы конкретно разъяснить, – что такое необходимая оборона и в каких конкретно случаях можно применять оружие. Когда эти разъяснения появятся, людям будет намного проще ориентироваться, а возможно, некоторые и вовсе откажутся от его приобретения.

   
   

Лицензия до двух штрафов

АиФ: – Расскажите, тяжело ли получить лицензию?

А.П: – Основные требования к претенденту - это наличие медицинской справки, дома - сейфа (травматика, газовые пистолеты и ружья могут храниться только в них). Те, кто желает приобрести гладкоствольное оружие, должны иметь ещё и охотничий билет. Также человек проверяется на наличие судимости, если она есть и до сих пор не погашена, получить разрешение он не сможет. То же касается и административных правонарушений. Кроме того, люди, которые получают лицензию впервые, обязаны пройти обучение в специальной школе – оно занимает всего четыре часа, потом экзамен. Повторно он сдается через пять лет. Таких школ в Орле три. Обучение в них стоит 2500 рублей.

Порядок получения лицензий на служебное оружие для ЧОПов несколько отличается. На данный момент в области действует 90 частных охранных организаций, из них всего 21 имеет свои оружейные комнаты – непременное условие для выдачи лицензии. Сотрудники частных охранных фирм не имеют права хранить оружие дома, они сдают его по окончании рабочего дня.

Важно заметить, что, купив гражданское оружие самообороны, владелец имеет право носить его в пределах той территории, на которой ему выдали лицензию. А чтобы взять оружие с собой, например, при поездке в соседний регион, нужно прийти в лицензирующий орган и получить разрешение на транспортировку. Иначе грозит штраф – от 500 до 1500 тыс рублей. Но самое главное, что при повторном нарушении - лицензия аннулируется.

АиФ: – Сколько единиц оружия, имея лицензию, можно хранить дома?

А.П: – На законном основании человек вправе хранить, при условии, разумеется, наличия сейфа, 17 единиц оружия, это: по 5 гладкоствольных и нарезных ружей, столько же газовых пистолетов и ещё два травматических.

Легализовывать рановато

АиФ: – В последнее время в криминальных сводках Орловской области всё чаще стала появляться информация об изъятии у того или иного человека нелегального оружия. Откуда оно берётся?

А.П: – Если бы мы знали все источники, то давно бы их перекрыли. Пока силовые ведомства работают над тем, чтобы выявить каналы поставки нелегального оружия в регион. Но нужно учесть, что зачастую оружие остаётся у людей ещё со времен войны, от родственников или является добычей «чёрных копателей». Эти люди не всегда осведомлены о том, что за хранение предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Поэтому работа с ними требует своеобразного подхода, нужно проверять: «чистое» ли ружьё или пистолет, действительно ли человек не знал, что его нужно сдать и т.д. 

Кстати, в прошлом году порядка 200 «стволов» люди сдали добровольно. В связи с этим скажем, что с 1 июня 2013 года в Орловской области начнёт действовать программа возмездной сдачи оружия населением. Её финансирование будет осуществляться из региональной казны. В зависимости от разновидности оружия, которое приносит человек, он будет вправе рассчитывать на вознаграждение от 2000 до 7000 рублей.

АиФ: – Сейчас в обществе муссируется тема легализации короткоствольного нарезного оружия. Ваше мнение?

А.П: – На мой взгляд, наше общество ещё не созрело для ношения такого типа оружия. Русский человек так устроен, что при любом конфликте хватается за пистолет, что и произошло в случае с девушкой в Москве. А если бы у неё был нарезной ствол, последствия были бы куда трагичнее. Поэтому я считаю, что принимать закон о легализации короткоствольного нарезного оружия пока рано.

 

Смотрите также: