В посёлке Южного отделения совхоза им. Дзержинского, что в Новоусманском районе, есть красивый, полный рыбы пруд. Водоём всегда считался «общим», где можно было ловить рыбу, купаться, отдыхать на берегах. Сейчас большой пруд стал частным и любое времяпровождение там – под большим вопросом. А что попишешь? Хозяин – барин.
Продали по-тихому
Это интересно | |
---|---|
В Воронежской области около 2,5 тыс. прудов с площадью водного зеркала примерно 300 км2. Очень многие из них специально создавались для орошения полей. В летнюю засуху вода с прудов едва не единственный источник влаги – особенно для зверей и птиц. А ещё наряду с лесополосами пруды закрывают посевы и почвы от суховеев. Больше всего прудов в Таловском (более 300), Каширском, Панинском, Эртильском и Верхнехавском районах. |
Как рассказали местные жители, работы в Южном нет, транспорта до областного центра – тоже, дети учатся в другом, более крупном селе, сады для дошколят не работают. Хорошо пока есть медпункт – одна 15-метровая комната действует и как прививочная, и как приёмная. Да что там социалка! В Южном даже негде купить продукты – магазин закрылся, и только раз в неделю работает «выездная» торговая точка…
Отдельная проблема – мусор, в котором уже тонет посёлок. Люди отказываются оплачивать его вывоз. Коммунальщики в ответ – работать.
– Слишком высока для нас цена за услугу, – сетуют жители Южного. – У многих в домах прописаны дети, которые на самом деле живут в другом селе, а деньги коммунальщики берут и за них.
И вот ещё напасть: в апреле этого года возле местного пруда появился щит, предупреждающий, что теперь это частные владения. Отдыхать и ловить рыбу в водоёме можно только за деньги.
– Людей в посёлке просто поставили перед фактом и перестали подпускать к пруду, – рассказывает Алла Петрова, жительница посёлка, депутат. – Я до сих пор не могу понять: как муниципальные земли стали частными? Когда их продали? Был ли тендер, торги? Кто подписывал договоры? На все мои запросы приходят невнятные ответы. Ну как можно было вот так, по-тихому продать пруд? Люди очень обижены.
«Всё чисто»
Владимир Степанов, глава администрации Трудовского сельского поселения, говорит, что земли, на которых находится «пруд раздора», взяли в аренду и впоследствии выкупили.
– Жители посёлка просто хотят, чтобы пруд принадлежал только им, и они могли бы им пользоваться без ограничений, – поясняет он. – Но как это может быть, если водоём уже принадлежит частнику? На территории моего поселения – прудов 20, и все они либо в аренде, либо в частной собственности. Есть случаи, когда хозяин вообще обносит пруд забором и близко к нему никого не пускает! В Южном же селянам многое позволяется.
Вот и Дмитрий Тупикин, сотрудник нынешнего владельца – «Агрофирмы ВТК», управляющий, уверяет, что собственник идёт на всяческие уступки:
– Местным жителям разрешили бесплатно отдыхать на пруду, купаться, на рыбную ловлю предоставили скидку в полцены.
При этом управляющий подчёркивает, что их «владения» уже не раз проверяли всевозможные инстанции, так что в плане законности здесь «всё чисто».
По всему выходит, что жители должны быть ещё и благодарны. Но у людей свои резоны на этот счёт.
– Сегодня на пруд приходить можно, хотя первое время жителей близко сюда не подпускали, – говорит Алла Петрова. – А что может помешать хозяину завтра передумать и вновь запретить вход?
К тому же на «хозяев» народ уже насмотрелся. Как рассказали жители, в Южном новые господа раскупили, а потом развалили всё, что можно: и магазин, и столовую, и детский сад. Неужели пришёл черёд водоёмов?
Жалуйтесь в прокуратуру!
Екатерина Гребёнкина, адвокат:
– Пруды и обводнённые карьеры могут принадлежать Российской Федерации, муниципалитету, физическому или юридическому лицу. Всё зависит от того, к кому на праве собственности относится земля, занятая прудом или карьером. Если пруд в федеральной или муниципальной собственности – то это общедоступный водоём общего пользования. И каждый вправе находиться, без использования механических транспортных средств, на береговой полосе для отдыха, любительского и спортивного рыболовства, причаливать плавучие средства.
Но если пруд находится на землях физического или юридического лица, то он принадлежит собственнику земель. И хозяин вправе распоряжаться своим имуществом, как хочет, например, – устанавливать плату за проход к пруду и ловлю рыбы. В случае с арендой – то же самое.
Граждан, столкнувшихся с ограничениями при попытках искупаться или порыбачить в давно излюбленном месте, безусловно, жаль. Но с нарушением своих прав можно и нужно бороться. Можно обратиться с жалобой в прокуратуру, и та в месячный срок обязана провести проверку. Прокуроры установят законного правообладателя водоёма и законность его запретов. Не стоит также забывать о возможности восстановления своих прав в судебном порядке.
Смотрите также:
- Пруд в Оскочном. Водоём отдадут местным жителям →
- Болховчан лишили не только земли, но и воды →
- Платная рыбалка вне закона →