Как это ни странно, но бум фермерского движения в России пришёлся именно на так называемые неблагополучные 90–е годы. Тогда повеял первый ветер предпринимательской свободы, но либеральное правительство, которое сегодня больше принято ругать, чем хвалить, всё же создало для отечественных фермеров неплохие стартовые возможности.
На первой волне
Но политика государства изменилась, теперь ставка делается на мегапроекты и сельскохозяйственные холдинги. Они довольно быстро стали вытеснять фермеров, которые не могут на равных с ними конкурировать. Наверное, проблема в том, что и крупные, и мелкие товаропроизводители прибыль хотят взять на так называемой валовке. Понятно, что производительность труда, автоматизация, механизация в крупных хозяйствах выше, чем в небольших фермерских. Совершенно разный уровень финансовых возможностей. Наверное, надо было отечественным фермерам идти по пути западных партнёров. Например, в той же Франции мелкие сельские предприниматели выживают за счёт не объёмов производства, а исключительного качества выращенной продукции. Но там и потребитель готов платить дорого за курицу или петуха, которые не напичканы стимуляторами роста, а выращены традиционным дедовским способом. А в России, где доходы населения довольно низкие, – не до «изысков». Нужно ещё и понимать, что фермерская культура, к сожалению, изначально в России не прижилась.
Трио
Чтобы выжить в этих непростых условиях, фермеры вынуждены объединять свои силы и средства. Об этом свидетельствует и статистика. Сегодня в Жердевском районе осталось всего 80 фермеров. Но в совокупности у них в обработке более 44% земель сельскохозяйственного назначения.
Поэтому фермерская судьба Александра Сергеевича как две капли воды схожа с судьбой всех русских фермеров. Он был вынужден объединиться с друзьями – фермерами Андреем ЖАБИНЫМ и Сергеем ДАВЛЮДОМ, чтобы просто удержаться на плаву. Трио фермеров создало общее предприятие под названием ООО «Велес».
Интересно то, что Сергей Генрихович по специальности так же был далёк от фермерства. Он авиационный техник. Лишь Андрей Владимирович потомственный фермер. Но всё это лишь подтверждает мнение о том, что фермеры – это особый тип людей, даже характера. Они дорожат своей независимостью и индивидуальностью. Социологи не поленились и определили, что настоящими фермерами могут стать не более 5–7% населения.
Сегодня в объединённом хозяйстве – 1 700 га пашни, и вся она в долгосрочной аренде.
Так вот, когда друзья объединили свои хозяйства, поняли, что на старой малопроизводительной технике далеко не уедешь. Поэтому решили постепенно обновить машинно–тракторный парк. Вариантов немного – это кредиты и лизинг, что–то покупалось и на собственные средства. В итоге проблему удалось решить. И сразу же не только увеличилась производительность труда, но и значительно сократились затраты на топливо, снизились
простои, в конечном итоге уменьшилась себестоимость произведённой продукции. Если раньше три старых трактора выполняли определённый объём работы, то теперь справляются – два. Аналогичная история и с комбайнами. На сегодняшний день вся прицепная техника новая, на 70% обновлён машинно–тракторный парк.
От добра добра не ищут
Основная специализация объединённого хозяйства – растениеводство. Опыт и знания уже никуда не денешь. Стоит ли удивляться, что в хозяйстве стабильно получают хорошие урожаи, несмотря на капризы погоды. Но при этом качество продукции на высоком уровне. Зерновых в этом году на круг – 35 ц/га, подсолнечника –
20 ц/га. Но для фермеров – это уже не результат. Обычно здесь подсолнечник даёт не менее 30 ц/га. Из–за нехватки влаги в этом году подвела и кукуруза – 45 ц/га. А предполагали взять до 80 ц/га.
На сегодняшний день, по словам Александра Сергеевича, все эти культуры наиболее рентабельные. Пока нет смысла осваивать что–то другое. Фермеры предпочитают экспериментировать с семенами, определяя наиболее подходящие для себя. Кстати, предпочитают работать только с качественным семенным фондом. В этом деле экономить нельзя: вначале закупают элиту, затем через три года семена меняют.
В планах на 2015 год – строительство зернового склада и сушилки. Порадовало и то, что в этом хозяйстве трудится в основном молодёжь до 35 лет. В сезон в хозяйстве работают до 15 человек. На постоянной основе – 12–13 человек. Один из механизаторов – беженец с Украины. Молодой человек с семьёй обосновался в здешних краях. Руководство предприятия о нём отзывается только положительно.
Нам здесь жить
В чём секрет успеха? Традиционно «пытаем» наших собеседников. Но здешние фермеры настолько обаятельные, скромные и немногословные люди, что теряются от таких лобовых вопросов. Пожимая плечами, Александр Волков говорит: «Не нужно лениться».
В этой простой фразе фермера с внешностью неисправимого интеллигента сокрыта вся глубина и мудрость русских пахарей. Может быть, эта фраза кому–то покажется излишне пафосной и громкой. Но это так. Приятно, когда видишь, в каких руках сегодня находится Тамбовская земля. Ведь, чего греха таить, есть у нас и временщики, которые думают только о сиюминутной прибыли, нещадно эксплуатируя землю. А фермеры понимают, что им здесь жить, растить детей, отвечать за всё, что происходит с землёй. Иной уровень ответственности. Поэтому здесь считают обыденным делом помогать сельчанам. Кстати, хозяйство располагается рядом с деревней Тафинцево. Осталось здесь 50–60 дворов. В основном, пенсионеры, но будут работать фермеры – будет и дальше жить тамбовская деревня.
Смотрите также:
- Возрождение села Озёрне Тамбовской области →
- Юрий Воронин : «Кадры решают всё» →
- Сампурский деликатес →