Без передовых технологий сегодня трудно решить проблему импортозамещения. В Мичуринске есть по–своему уникальное предприятие, которое специализируется на разработках и внедрении новых методов изготовления различных продуктов питания. Об этом мы беседуем с директором научно–производственного центра «Агропищепром», кандидатом сельскохозяйственных наук Сергеем КолесниковЫМ. Но наш разговор вышел за рамки производственных вопросов.
Рады помочь
– Сергей Александрович, судя по названию вашей организации, можно сказать, что работаете сразу по двум направлениям: сельское хозяйство и пищевая промышленность. Собственно, каждому человеку понятно, о чём идёт речь, все мы нуждаемся в пище, данная проблема близка каждому. Но всё же хотелось бы узнать о вашем личном отношении к такому роду занятий.
– Действительно, сельское хозяйство и производство продуктов питания – это ключевые отрасли народного хозяйства, потому что обслуживают важнейшие естественные потребности человека. Как не рассуждай, можно много без чего обойтись, но кушать хочется каждый день, как вульгарно бы не звучало это. И, в конце концов, пища – это не просто естественная потребность, обеспечивающая выживаемость, но и часть культуры, национальных и религиозных традиций, это часть нашего образа жизни. В Молитве Господней мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – не знаю, чем ещё можно так точно подчеркнуть важность нашей работы.
– Судя по тому, как красочно вы изобразили сферу своей профессиональной деятельности, я бы сказал, что вы не просто любите свою работу, но фанат своего дела, настоящий профессионал и при этом такой разносторонний человек, способный усмотреть, в казалось бы, обыденном элементы искусства.
– Невозможно стать профессионалом, если ты не любишь своё дело. Ну и то, чем мы занимаемся – это чем не искусство? Стремление к совершенству в любой сфере – это и есть искусство, как я это понимаю.
– Сергей Александрович, над чем сегодня конкретно работаете?
– Мы разрабатываем и внедряем новые технологии в сфере пищевого производства, консультируем производителей, обеспечиваем производство нормативно–технической базой – это и технологические инструкции к ГОСТам, технические условия, система качества, основанная на принципах ХАССП. Для наших читателей поясним, что это международная система, которая устанавливает принципы контроля за безопасностью производства пищевых продуктов на всех стадиях их изготовления.
– Кто ваши клиенты? Какие принципы и подходы используете в работе с ними?
– Наши партнёры – это и крупные предприятия, и индивидуальные предприниматели со всех регионов России, а также из Казахстана, Белоруссии и даже Израиля, Грузии и других стран. Своими наработками и опытом мы делимся не только с маститыми профессионалами, но и новичками. Главный принцип – найти общий язык с клиентом, понять его, войти в его положение. Часто бывает, что специалист грамотный, но не всегда чётко разъясняет суть проблемы или не умеет оформить разработку языком нормативно–технических терминов. Бывает, что у специалистов нет даже времени на разработку нормативно–технической базы. Вот тут мы приходим на помощь.
Позавидовать можно
– Какое же ваше конкурентное преимущество?
– Это грамотный коллектив. В штате у нас несколько докторов наук (12 человек), кандидаты наук (9 человек), в этом нам мог бы позавидовать даже крупный институт. Кроме того, у нас есть экономисты, менеджеры, специалисты с экономическим, медицинским и даже филологическим образованием, ну и, конечно, специалисты в сфере пищевых технологий с опытом работы на производстве. Недавно наш центр пополнился специалистом из ставшего известным в виду трагических событий на Донбассе Мариуполя, что позволило нам обогатиться опытом наших соседей.
Словом, коллектив у нас большой, развивающийся. Считаю, что в этом наше конкурентное преимущество. Мы здесь постоянно обмениваемся опытом, учимся друг у друга. Также мы стремимся участвовать в различных выставках, конференциях, в свободное время занимаемся самообразованием. Саморазвитие и коммуникативные навыки, как я считаю, и есть залог успеха, если ты остановился в своем развитии, то ты уже проиграл.
– Что чаще всего беспокоит ваших клиентов, с какими проблемами они к вам приходят?
– Сложности одни и те же – это производство востребованной качественной продукции при соблюдении всех законов, норм и правил, действующих в нашей стране и в целом в Таможенном союзе. Прежде всего, для этого необходимо обеспечение производства нормативно–технической документацией, совершенствование технологий, отработка рецептур и т. д. Производители – это те, кто работают непосредственно в цеху, они не успевают уследить за всеми нововведениями, а их довольно много. Новичкам часто приходится объяснять какие–то азы, с более крупными производителями – решать более серьёзные проблемы, такие как разработка новых продуктов питания, внедрение новых технологий.
Непросто сегодня живётся производителям именно пищевой продукции. Сегодня они работают в условиях нехватки квалифицированных кадров и сырья. Кроме того, постоянно меняющаяся законодательная база. Например, с 15 февраля этого года на всех предприятиях должна быть разработана система качества на принципах ХАССП. Многие производители только в последний момент вспомнили об этом, а это огромная работа, затрагивающая все элементы производства – от входного контроля до хранения готовой продукции на складе. И главное, специалистов по разработке ХАССП, как таковых, ещё очень мало. Здесь без помощи специалистов, подобных нашим, обойтись трудно.
Думать – это образ жизни
– Сегодня часто в газетах и по телевидению говорят о проблеме здорового питания. Как заботятся производители о здоровье населения?
– Хочу сказать, что термин этот очень популярен, но боюсь, что каждый его понимает по–своему. Здоровое питание – это не просто набор каких–то полезных продуктов, а система, образ жизни. По сути, это большая работа, и прежде всего для того, кто хочет вести здоровый образ жизни. Я бы предпочёл говорить о культуре питания. Отдельные продукты, будь они полезные или даже вредные, есть только часть этой системы. При этом надо учитывать много факторов, среди которых – индивидуальные особенности организма, состояние здоровья, образ жизни, национальные и религиозные особенности. Мы знаем много полезных продуктов, но не каждый же, к примеру, ест овсянку на завтрак. Или другой пример: есть такая пищевая добавка, как нитрит натрия (Е 250), которую используют в качестве фиксатора окраски в колбасном производстве. Собственно, все обыватели остерегаются любых индексов «Е» в составе продукта, но, как правило, отдают предпочтение колбасам с нитритом натрия в составе, потому что без него этот продукт имеет менее приглядную серую окраску. Это относится и ко многим другим пищевым добавкам, к тем же усилителям вкуса, ароматизаторам, которых мы хоть и боимся, но без них продукты проигрывают во вкусе, сроках годности и т. д. Так что не стоит в подобных ситуациях сильно упрекать производителей пищевых продуктов, в задачу которых входит, прежде всего, производство той продукции, которая будет востребована на рынке, доступна населению и соответствовать действующим в государстве требованиям законодательства.
– Что бы посоветовали нашим читателям, чем руководствоваться при выборе продуктов?
– Универсального какого–то правила, пожалуй, нет, всё зависит от материального благополучия, состояния здоровья и т. д. Но однозначно, чтобы вести здоровый образ жизни, надо много знать и много над этим работать самому. А при выборе продуктов я бы посоветовал внимательно относиться к маркировке продукции, неплохо бы всем знать основные принципы, изложенные в технических регламентах. Главное, чтобы питание было сбалансированным, тогда и жизнь будет в радость.
Смотрите также:
- Догоним и перегоним? О санкциях, новинках электроники и нашем прорыве. →
- Каждый на своём месте: В Курске раскрыли секрет качественного бетон →
- Бренд имеет значение →