Труба зовёт. Общественники обследовали коллектор Студенца

Формальный контроль

Но с того времени ситуация не изменилась. В реку по-прежнему сбрасываются неочищенные сточные воды и неустановленного происхождения отходы. Формально контроль за состоянием малых рек должно осуществлять государство. Реки – федеральная собственность. Но ещё в мае (№ 21) прошлого года при подготовке очередного материала мы убедилась, что федералам не до малых рек. Раньше этим вопросом занималось ГФУ «Цнинская шлюзованная система». В этой организации нам пояснили, что Минприроды РФ распорядилось передать эту обязанность Гидромету, но полномочия где-то потерялись по дороге. Специалисты этой организации в регионе контролируют лишь экологическое состояние Цны.

   
   

Вторая проблема, о которой мы рассказывали (№ 48 2014 г) – это отсутствие плана инженерных сетей. Более того, коллектор, по которому поступают отходы, неизвестно кому принадлежит. Поэтому невозможно установить и «врезчиков», то есть виновников загрязнения Студенца.

Недавно группа тамбовских общественников, среди которых были и наши постоянные эксперты, решила самостоятельно обследовать бесхозный коллектор.

‑ Спустились в коллектор на Пролетарской улице. Пробирались по трубе по компасу ‑ GPS не работал. Где–то через 100 метров вода стала заливать сапоги, поэтому пришлось вернуться, чтобы перемотать ноги полиэтиленом. На всем пути нам то и дело попадались колодцы с врезками «ливнёвок». Вскоре нашли и разветвление коллектора. Основная ветка проложена по Пролетарской. Но по ней пройти возможно, если только опуститься на четвереньки. Один из местных жителей позже нам подсказал, что коллектор тянется по Пролетарской, мимо здания Советского районного суда и далее в южную часть города. Из другого канала шла тёплая, но довольно чистая вода. Как оказалось, на этой трубе врезка канализации супермаркета «Линия». Недоумение вызывает поведение чиновников: они упорно не могут дать ответ, чей же это коллектор. На самом деле ответ очевиден – огромная бетонная труба, появившаяся в 1970–х годах, которая, возможно, проходит через весь город, должна принадлежать муниципалитету. Основной слив идёт во время дождей из врезок–ливнёвок. Мы нашли их в огромном количестве, ‑ говорит Алексей Селиванов.

Ответ – нет денег

Когда мы готовили материал, выяснили, что город сознательно отказывается брать на баланс коллектор. Причина – нет денег. Конечно, упрекать во всех бедах Студенца нынешнюю администрацию Тамбова проще всего, но экологические проблемы реки не решались десятилетиями. И только сегодня в Тамбове общественность стала об этом говорить довольно громко. Увы, нет быстрого и эффективного способа экологической реабилитации реки.

   
   

Что делать? Для начала изучить опыт других регионов. Новокузнецк стал вторым городом в России (после Москвы), в котором разработана и утверждена концепция восстановления и реабилитации малых рек. Что мешает региональным и городским властям выработать поэтапную программу очистки некогда самой чистой реки региона? Это помогло бы не только создать в областном центре ещё одну зелёную зону отдыха, но и снизить негативное воздействие на Цну, куда, как известно, впадает Студенец. Надо понимать, что у малых рек способность к самоочищению значительно меньше, чем у больших.

Смотрите также: