Аллюры коневодства. Понимаешь лошадь - понимаешь жизнь

Недавно Русский рысак из Тамбова по имени Каскад Лок на московском ипподроме выиграл один из престижных призов «В честь российских коннозаводчиков». Эта заслуженная победа стала поводом для серьёзного разговора о развитии отечественного коневодства. 

   
   

Главные победы впереди

Олег Алешин, АиФ: Арсен Таймуразович, сколько побед у ваших рысаков?

Арсен Габуев: Более 10 лет занимаюсь коневодством. Поэтому трудно подсчитать все призы, но думаю, что их уже более сотни. Любые соревнования – это выявление победителя. На этом держится спорт. Но конные состязания – это ещё и серьёзная часть племенной работы. На ипподромных испытаниях выявляется самая резвая лошадь, которая потом используется в улучшении той или иной породы. Традиционно конезаводы занимались улучшением племенного ядра. На сегодняшний день большая часть из них находится в частных руках. В нашей области, думаю, не менее 50 человек – любителей лошадей. Понятно, что у всех у них разное количество лошадей на содержании.

‑ Но частник будет выращивать только ту породу, которая пользуется спросом на рынке. А как же быть с нашим орловским рысаком?

‑ Сегодня эта уникальная лошадь – вне конкуренции. Более того, для этой лошади проводятся отдельные состязания – призы. По желанию можно, например, поставить орловского рысака на беговую дорожку вместе с «американцем». Но другая более резвая порода не может участвовать в забеге с орловским рысаком. Это элегантная и красивая лошадь, она выводилась не для скоростных рекордов. Думаю, что ни один частный владелец конезавода не посягнёт на орловского рысака, наше национальное достояние и гордость. Мы должны сделать все, чтобы сохранить и приумножить то, чем можем гордиться.

   
   

‑ Но коневодство в нашей стране и регионе пока находится, скажем, не в лучшей форме.

‑ Нет, всё же медленно, но довольно уверенно продвигаемся к цивилизованному коневодству. Конечно, нам еще далеко до Франции или Швеции. В этих странах конный спорт по престижу и интересу не уступает футболу. О чем свидетельствуют многочисленные спорт–бары, где идут трансляции не только того или иного матча, но и престижных скачек и бегов. Здесь же работает тотализатор. Но нужно понимать, что это не подпольное казино или нелегальный игровой клуб. В этих странах деловая репутация – не пустой звук, созданы прозрачные и цивилизованные условия для заключения пари. Надо признать, что тотализатор не единственная, но довольно существенная часть огромной работы по организации и популяризации конного спорта. Чем больше призовой фонд, тем существеннее заработает конезаводчик. Главное, что у конезаводов появляется серьёзная мотивация к развитию. При этом не стоит забывать о налогах от тотализатора. В некоторых странах  это чуть ли не основной источник пополнения бюджета.

Так вот, в нашей стране решено возродить тотализатор. Более того, корпорация «Ипподромы России» и Европейская ассоциация тотализатора заключили между собой соглашение. Теперь любой россиянин может делать ставки на события, которые происходят на европейских ипподромах. И наоборот. Для этого сейчас создаётся система единого электронного тотализатора. Сначала она появится в больших городах, потом дело, думаю, дойдёт и до Тамбова. Радует, что для популяризации конного спорта в нашей стране заработал канал «Конный мир».

Будет ли толк?

‑ Как вы думаете, будет ли толк от передачи тамбовского ипподрома в корпорацию «Ипподромы России»?

‑ Сейчас что–то говорить преждевременно, на днях, наконец–то, закончилось оформление всех юридических документов. Но тамбовские коннозаводчики ‑ арендаторы конюшен, не дожидаясь официальной регистрации, уже немало сделали для возрождения тамбовского ипподрома. Например, появилась всепогодная беговая дорожка, которая позволяет проводить испытание лошадей круглый год, вне зависимости от погодных условий. Приводят в порядок и конюшни. Здесь жить нам и нашим детям, поэтому в первую очередь тамбовские коннозаводчики заинтересованы в развитии ипподрома.

‑ Поговаривают, что здесь москвичи собираются строить манеж.

‑ Да, есть такое мнение. Может быть, в регионе, наконец, появится официальная детско–спортивная конная школа. Сейчас работают с детьми преимущественно энтузиасты. Впрочем, вся отрасль держится на их плечах. Общение с лошадью не только приносит радость, выводит трудных подростков из подъездов, но и лечит. Есть такое понятие, как иппотерапия. Проще говоря, это метод реабилитации посредством лечебной верховой езды. Нехитрое развлечение помогает социализироваться, подлечить духовные и душевные недуги.

‑ Есть у вас какая–нибудь интересная история про лошадей?

‑ На московском ипподроме забраковали орловского рысака – Финист. Честно говоря, его хотели отправить на мясокомбинат. Мне стало жаль этого красавца, выкупил его по «мясной» цене. На сегодняшний день он выиграл более 20 престижных кубков и традиционных призов.

‑ Но почему Финист побежал?

‑ Лошадь – удивительно тонкое, умное и чувствительное существо. Интуиция развита не хуже, чем у человека. Думаю, что её победы ‑ это плата за добро.

‑ Да, кони – особый мир. Но больно смотреть, как в Тамбове разрушается уникальная «круглая конюшня» – памятник федерального значения. Что делать?

‑ Вопрос сложный. На мой взгляд, региону нужно выйти с предложением к руководству «Ипподромы России» о передаче конюшни на баланс области. Думаю, что здесь нашлись бы энтузиасты по её реконструкции. В конце концов, можно из конюшни сделать музей или место для отдыха и прогулок на лошадях.

Смотрите также: