Карина Лудборжа – 25-летняя гостья из Латвии. Она обучается в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В Тамбов девушка приехала в составе делегации из Латвийского города г. Резекне на XII Международный пленэр аккордеонистов. На днях в Тамбовской областной картинной галерее открылась ее персональная выставка.
«Ненавижу новостройки»
- Карина, ты впервые в Тамбове. Каковы твои впечатления?
- Здесь очень красиво, много чего впечатляет: чистые улицы, храмы, цветники, Набережная, дворец Асеевых. И люди понравились. Заметила, что женщины у вас красиво одеваются, следят за собой. Признаюсь, порой даже в Питере встречаю такую безвкусицу в нарядах барышень, что думаю: как можно было так над собой поиздеваться?
Вообще Тамбов мне показался каким-то светлым городом, где все налито солнцем. И не только от того, что удалось захватить такую погоду. Здесь даже цветовые ощущения несколько иные, чем в Латвии. Например, зелень более насыщенная, чем у нас. Кстати, и цветовая гамма домов мне понравилась.
- Хотя наши местные жители спорят по поводу цветовых решений зданий. Есть мнения, что город выглядит пестрым.
- На мой взгляд, смотрится вполне гармонично. Если бы видели, какие «ядерные» цвета домов можно встретить в Латвии! У нас есть любители неоново-желтых, неоново-оранжевых расцветок. Даже школу одну выкрасили в неоново-желтый цвет. Такое ощущение, словно огонь посреди поляны «горит».
Еще мое внимание привлекли старые дома Тамбова. Я заметила, что у вас сохранились постройки в стиле модерн – это великолепно.
Обожаю старину. В таких строениях есть свой шарм. Но заметила и то, что в Тамбове рядом со стариной возвышаются многоэтажки. Это уже портит картину. Ненавижу новостройки – они всюду одинаковые и придают какую-то синтетичность. Поэтому за старые кварталы нужно «сражаться»: либо реставрировать дома-долгожители, либо строить новые, но в таком же стиле. Ведь они передают эпоху, даже характер города.
В Риге - целая улица, где сохранились дома в одном стиле с выдержанными линиями. В нашем Резекне тоже есть маленький фрагмент старого города. А так, в основном, остались «хрущевки». Новые достопримечательности не все мне нравятся. Например, кто-то без ума от нового концертного зала «Горс». Мне он не по душе - напоминает «Титаник»
Негры и кролики
- В Тамбове ты открыла свою пятую персональную выставку. И внимание многих зрителей привлекли картины с африканской тематикой. Откуда у тебя такая страсть, и конкретно - к Кении?
- Темнокожие люди в ярких национальных костюмах «пришли» ко мне во сне. Начала изучать их историю, обычаи. Но в Африку ехать не решаюсь – опасно. В частности, отпугивает всякая ядовитая живность. (Смеется – Ред).: - К тому же, для африканцев кости белого человека имеют большую оккультную значимость. Там до сих пор сохранились пристрастия к религии «вуду». А она, как известно, основана на смешении местных традиционных культов Западной Африки с католическими церемониями. Хотела еще написать картину с самим ритуалом «вуду», но преподаватели не одобряют.
Интерес к Кении вызван тем, что там самые черные люди – даже черно-синие. И у них осталось много старых обычаев.
- Когда брала интервью у твоей мамы Зане Луборж, узнала, что ты оформляла витражи ее частной музыкальной школы. Но мне показался несколько неожиданным выбор персонажей на них – кролики. Оказывается, у тебя их – целая коллекция.
- Да, это так. А началось все с того, что однажды в интернете нашла видеоролик про генетически модифицированных кроликов. Посмотрела…. Там такие «кони» белые с красными глазами! Подумала: дай-ка я их нарисую. Тогда еще была студенткой художественного училища в Латвии. Первый раз эти забавные зверюшки появились в тетрадках с лекциями. Преподаватели увидели и говорят: «Круто!». Руководитель дипломной работы предложил мне заняться ими основательно – подготовить витражи. Вот так, с шестью витражами размером 70 на 100 см я окончила училище.
Надо встать на ноги
- Карина, для дальнейшей учебы ты выбрала престижный вуз России – художественную академию им. Репина в Санкт-Петербурге. Платишь за обучение?
- Нет, мне посчастливилось учиться на бюджете, по квоте. Россия дает несколько квот Латвии – по программе помощи соотечественникам. Если выдерживаешь конкурс вступительных экзаменов, то и получаешь квоту. Правда, пройти его было сложно: десять дней экзаменов показались настоящим адом.
- Можно назвать твою академию интернациональным вузом?
- У нас учатся русские, китайцы и кавказцы. А еще маленький процент европейцев, куда я и вхожу. Европейцы полностью принимают меня за свою.
К сожалению, среди студентов встречаются националисты. С ними бывает не просто. Некоторые студенты политизированы. Но я научилась держать оборону. Если до академии я была правильной, замкнутой «тихоней», то теперь закалилась, умею «показать зубки». И теперь те, кто поначалу пытался на меня «наезжать», не просто уважают, но и стали лучшими друзьями.
- Ну а близкая подруга-то есть? Как проводите свободное время?
- Да, дружу с девушкой из Киева. Вместе совершаем шопинги, изучаем питерские достопримечательности. В Эрмитаж - как к себе домой. Туда нас пропускают по студенческим билетам. Случается, что бываем там каждую неделю, и замечаем, что и где переставили.
Ну и по кафешкам с аттракционами захаживаем. Семью пока заводить не тороплюсь – надо встать на ноги. Хочу поездить по Европе. Пока в планах – окончить аспирантуру, защитить диссертацию, а там видно будет.
Справка «АиФ-Черноземье»:
Выставка Карины Лудборжи будет действовать до 15 июля. Девушка является автором эмблемы международного пленэра аккордеонистов «Резекне - Тамбов 2015». В экспозиции представлены работы разнообразные по тематике, стилистике, технике и материалу.
Значительное внимание уделено африканской культуре. Одними из ведущих тем, вдохновляющих юную художницу, является фольклор, природа, пейзажи и культурные ценности своей родины – Латвии.
Серия работ посвящена Крыму. В частности, в картинах отражены окрестности Алупки, где проходила летняя практика художницы. Мечеть в Евпатории, Ливадийский дворец, Массандровский дворец, средневековый город-крепость Эске - Кермен, гора «Ай - Петри», окрестности Севастополя и Херсонес, и другие известные города и места этого полуострова.
Также художница успешно работает с витражами, плакатами, выполняет афиши, анимации и логотипы.
Смотрите также:
- Фотограф Станислав Ржевский: «Optical-art – сближение искусства с наукой» →
- Художница Лариса Гришаева: «Работая в тишине, проникаешь в душу картины» →
- "Очень нужно чудо!" →