Умелые ручки
– Александр, вы не просто играете на духовых инструментах, но и делаете их своими руками. Как вы этим увлеклись?
– После учёбы в институте имени С. В. Рахманинова увлёкся народной духовой музыкой и научился делать свирели. Если хотите, я самоучка. Более того, люблю русскую народную культуру, поэтому выступаю на различных праздниках и ярмарках. Признаюсь, что не все понимают моё увлечение. Многие знакомые интересуются моим творчеством, но мало кто решается приобщиться: кого–то пугает отсутствие образования или музыкального слуха, другие боятся показаться несовременными.Но интерес всё равно к народному творчеству существует. Может быть, я безнадёжный мечтатель, но хочу к своему искусству привлечь как можно больше людей. Тем более мастеров, увлечённых русской народной музыкой, у нас немного. В городе всего несколько человек.
– Расскажите, в чём особенность деревянных духовых инструментов, и как их сделать самому?
– Свирель – один из самых древних музыкальных инструментов, она несёт в себе историю, не звучит, а говорит с вами. И этот голос кажется родным и знакомым, возвращает к истокам. Секрет звука кроется в материале. Но дерево требует деликатного подхода. На изготовление свирели уходит до одной недели. Прежде чем пойти в работу, дерево должно полностью просохнуть, иначе звук будет фальшивый и невыразительный. Кроме этого, на него влияет и порода. Я предпочитаю сосну, клён или берёзу. От них звук более чистый и глубокий. Конечно, я не всегда хожу по лесам в поисках материала. Зачастую нахожу хорошее дерево на мусорках – выброшенные музыкальные инструменты, мебель и прочее – всё, что годится для дела.
После долгих лет просушки дерево вываривают 8–10 часов и снова сушат ещё неделю. И лишь затем приступают к работе. Дерево обрабатывают на токарном станке и придают ему внешнюю форму, шлифуют. Потом наступает самый ответственный момент – просверливание отверстий, от которых зависит звук инструмента. Здесь очень важен опыт и музыкальный слух. После настройки флейта покрывается защитными составами и ещё раз шлифуется и полируется. Технология может показаться простой: главное – знать схему. Но свирель – живой организм, тесно связанный с природой. Она чувствительна к изменениям температуры и влажности. Поэтому очень часто всё идёт не так. Например, в середине работы пробую звук, и он оказывается не тем, что хотел услышать: свирель уходит в утиль. В мастерской уже несколько мешков забито такими «дудочками». Смотреть на них больно. Но когда работа спорится, чувствуешь себя причастным к истории своей земли.
Фиеста по–русски
– Кстати, сейчас стало модным обращаться к истории и воспроизводить быт наших предков. Яркий пример – масштабные фестивали реконструкции. В чём их прелесть, и возможно ли организовать подобное в области?
– Сегодня тысячи людей занимаются военно–исторической реконструкцией. Некоторые делают это ради развлечения, колоритных костюмов и в поисках экзотики. Другие действительно интересуются историей. У нас в Тамбове, к сожалению, не проводятся масштабные фестивали народного быта и искусства. А все говорят, что молодёжь не интересуется историей. Самый увлекательный и эффективный способ «выучить» историю – заняться её реконструкцией. В этом смысле подобные фестивали – бесценный и незабываемый опыт.
Нередко езжу играть в соседние регионы и вижу другой подход к «фестам». В Липецкую область, например, на их знаменитый «Русборг» ежегодно съезжаются участники и зрители со всей страны. То же самое можно устроить и в Тамбове, так сказать, расширить Парк культуры и отдыха. Ведь за его пределами прекрасная природа, площадь, где могли бы развернуться палатки и костры, ярмарки с оружием и украшениями ручной работы, скачки и турниры. У нас проходят, конечно, различные фестивали, ярмарки и другие интересные мероприятия. Там можно встретить народных умельцев, фольклористов, мастеров народных промыслов. Но всё равно не хватает масштаба. Нужен, на мой взгляд, крупный фольклорный фестиваль.
– А может, город к этому не готов? Зачем вообще Тамбову такие фестивали?
– В творческой среде бытует мнение, что мы не нуждаемся в больших фестивалях с демонстрацией народной культуры и реконструкцией исторических событий. Потому что такой опыт хорошо развит в других городах, и мы не придумаем ничего нового.
А нам и не надо ничего придумывать. Нужно развить ту же традицию, но с местным колоритом, вплести историю края, «откопать» занимательные факты, чтобы жителям других регионов стало интересно, потому что туризм – двигатель таких мероприятий. Развитие культурно–туристической среды – вот первоочередная задача для современного живого города. Нередко приходится слышать, что в Тамбове скучно. По–моему, это тревожные звоночки, потому что город, в котором скучно жить, увядает, из него хочется уехать.
Смотрите также:
- «Поэты снова, как в 60-х, собирают залы». Молодой автор о моде на стихи →
- Звезда 90-х Кай Метов: «Розу чайную» мы написали за ночь» →
- Кто-то другой. Как воронежцы стали аудиопоэтами →