Многим воронежцам платить уже не за что: на днях поезда перестали ходить сразу по нескольким маршрутам – железнодорожники выставили счёт на компенсацию собственных издержек.
Почему же за несколько лет почти развалилась система железнодорожных пригородных перевозок?
Не договорились
Облуправление по тарифам повысило оплату за проезд в электричках – теперь пассажирам придётся платить уже не 14, а 15 руб. за одну 10–километровую зону. Впрочем, многим жителям региона всё равно пришлось пересесть на автобусы: с 20 января отменены сразу 7 электропоездов, действовавших на территории области.
Дело в том, что договор на 2014 г. между пригородной пассажирской компанией «Черноземье» – «дочкой» РЖД – и Воронежской областью так до сих пор и не подписан. Суммы, которые выделяет облбюджет на компенсацию выпадающих доходов железнодорожников, выросли с 12 млн в 2012 до 80 млн в 2013 г. Но монополисты всё равно утверждают, что перевозят народ себе в убыток, – за 2,5 года он составил почти 3 млрд руб. И даже то, что в 2014 г. регион был готов заплатить 170,6 млн руб., оказалось мало. По расчётам компании, её расходы составят 482,7 млн руб. Откуда же берётся эта заоблачная сумма?
– У ППК «Черноземье» отсутствует собственный подвижной состав, и взять его, кроме как у материнской компании – РЖД, просто негде, соответственно, нужны средства для расчётов за ремонт, техобслуживание, услуги локомотивных бригад, – рассказал Виктор ШУБИН, гендиректор пригородной компании. – ППК готова подписать договор на тот срок, на который достаточно средств, чтобы арендовать подвижной состав.
Всё прозрачно
Но не слишком ли большие суммы выколачиваются из бюджета для расчётов между разными структурами одного и того же монополиста? Вместе с руководством ещё нескольких регионов правительство Воронежской области написало в правительство России письмо с просьбой взять ситуацию под контроль.
– На нас оказывается давление с использованием монопольного положения со стороны РЖД, – прокомментировал ситуацию губернатор Алексей Гордеев. –
Мы считаем это абсолютно не–оправданным. Во–первых, сегодня такие монополии не платят на территории регионов земельный налог. А это приличная сумма, десятки миллионов рублей. Во–вторых, мы не видим прозрачности расчётов: сколько платить за подвижной состав, за сам путь, за какие–то ещё издержки. Чтобы вы понимали – нагрузка на бюджет при поддержке общественного автотранспорта раз в 30 меньше, чем при поддержке железнодорожных пассажирских перевозок.
РЖД не стали медлить и дали ответ под заголовком «Недокормленные».
– Куда уж прозрачнее?! По данным ППК «Черноземье», себестоимость проезда одного пассажира на электропоезде составляет 55 руб. 39 коп. за 10 км.
А областное правительство установило тариф 14 руб. Отсюда в 2014 году получается около 440 млн руб. выпадающих доходов, – заявили в компании.
Вопрос только в том, что эти «прозрачные» расчёты основаны на арендной ставке, которую совсем непрозрачно назначила «дочке» сама РЖД. И зачем вообще было выделять из своей структуры 26 пригородных компаний, не имеющих ни поездов, ни машинистов?
– Одной из главных целей реформы железнодорожного транспорта России стал отказ от перекрёстного субсидирования пригородных пассажирских перевозок за счёт грузовых, – отмечает Виктор Шубин.
Похоже, задачу даже перевыполнили – пассажиры сами стали «субсидировать» монополистов.
Смотрите также:
- Куда катимся? Электрички в Воронежской области стали дороже такси →
- Вагончик тронется? В Тамбове сокращаются пригородные перевозки →
- Опять в депо: В Воронежской области снова отменяют электрички →