Фильм «Лекарь: ученик Авиценны», в целом, можно отнести к разряду мотивирующих. Главный герой с детства желал выведать разгадку болезни и положил на это половину своей жизни.
Честно говоря, на протяжении всего фильма пыталась найти в нем отрицательные моменты. Безусловно, картина серьёзно отстает от реалий истории, но будь это не так, он был бы не понятен зрителю. Диалоги и чувства героев «Ученика Авиценны» современны настолько, что трудно сперва поверить в присутствие на экране 11 века. Но всё это совершенно ничтожно по сравнению с темой фильма, его атмосферой и игрой актёров.
Главная линия киноленты – знание, наука, истина, что в принципе не часто становится сюжетом современных фильмов, в особенности, голливудских. И то, с какой любовью и трепетом подана в этой картине главная тема, – обезоруживает. Фильм нельзя не назвать прекрасным по одной простой причине – в нем воспето самое лучшее – безграничная любовь к человеку и стремление к истине, к знанию. Показана лучшая сторона людского рода, то, что отделяет их от других существ. И особенно приятно видеть удивительный парадокс того, как чистый разум и наука зарождаются в еще диком, жестоком и нецивилизованном мире.
Режиссёр картины Филипп Штельцль сделал фильм выдержанным, правильным, в нем нет ничего лишнего, всего в меру – любви, красоты, музыки, крови, спецэффектов. И, главное, в нем правильно расставлены акценты, потому как, выходя из кинотеатра, вспоминаешь диалоги героев, их судьбы и взаимоотношения, а уже потом диковатые сцены средневекового врачевания, которые хоть и очень лицеприятные, на самом деле не ужасают. Картина также показывает и то, как стираются на пути к истинному знанию религиозные предрассудки, показывают настоящую любовь, дружбу, преданность делу. При всём уважении к американской киноиндустрии, голливудские коллеги Штёльцля скорее всего добавили бы в фильм ауру «Ганнибала», а может и вовсе предложили одну из ролей Энтони Хопкинсу, дабы подбавить зрелища.
Кстати, заметно, что актерский состав «Лекаря» его создатели подбирали очень тщательно. Бен Кингсли прекрасен в роли Авиценны, а его профиль – так и вовсе будто списан с великого лекаря-мудреца. Бесподобен и Стеллан Скарсгард (Барбер) в роли невежественного одинокого шарлатана с добрым сердцем. Но вот кто действительно покорил, так это Оливье Мартинес, и дело тут не только в том, что актер – красавец. Своего героя – шаха Ала ад-Даула он наделил просто каким-то магическим, очарованием. Это не злой правитель из сказки, а грозный властелин – жестокий, мудрый, обречённый на власть предводитель войска, с редким, уникальным характером, который если и встречается, то только у исключительных личностей. Не восхититься грозным шахом невозможно, он просто заставит тебя сделать это. На мой взгляд, он один и обладал во всем фильме совершенно реальным и неоднозначным характером. Ну а что касается главных героев – самого Роба Коула и Ребекки, то у них классическая средневековая история любви, хотя приятно, что на ней не делается сверхсильного акцента. Актеры, разумеется, красивы, на них приятно смотреть, но особое эстетическое удовлетворение получаешь от их глаз. Глаза юного лекаря Роба Коула – ярко-голубые, светящиеся, почти фосфоресцирующие, как у эльфов из «Властелина колец». На них сделан особенный акцент – светлоокий англичанин среди златоглазого востока выглядит очень эффектно. А Ребекка, которую сыграла Эмма Ригби, вообще наделена какой-то редкой красотой, в которую хочется всматриваться.
Завершают «выдержанность» фильма прекрасные, завораживающие и удивительно натуральные пейзажи старой покрытой зеленым мхом Англии и искрящихся золотом песков Персии – красота которых в сочетании с музыкой этой замечательной кинокартины восхищает. В целом надо сказать, что «Лекарь» - это «картина-вдохновение», анатомия не столько человека, сколько человечности, которую стоит обязательно посмотреть, и не один раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Смотрите также:
- Плакать и смеяться должны люди в кино – уверен воронежский режиссёр →
- Ретроспектива фильмов Уэса Андерсона: почему стоит сходить в кино? →
- Йос Стеллинг дал советы начинающим воронежским режиссерам →