Воронеж, 27 апреля – АиФ-Черноземье. Йос Стеллинг – культовая фигура кинематографа. Автор «Иллюзиониста», ставший классиком европейского кино, вчера, 26 апреля, посетил столицу Черноземья и представил свою работу «Девушка и смерть», в которой снимались известные российские актеры – Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Леонид Бичевин, Светлана Светличная. Режиссер, который известный всему миру, запросто общался с журналистами и зрителями, отвечая абсолютно на все вопросы.
Эта картина – пронзительная история любви, где каждый из героев ленты говорит на своем языке. Как рассказал сам режиссер, в фильме сошлись воедино несколько идей. Это романтический фильм, возвращающий людей в XIX век, в эту эпоху. Жанр ленты, по общему мнению кинокритиков, – притча о неизбежности прощания. Эта пронзительная история вневременной истории любви не оставила равнодушными воронежских зрителей.
Корреспондент «АиФ-Черноземья» побеседовал с Йосом Стеллингом о его новом фильме, творческих планах и о молодых, начинающих режиссерах.
АиФ: – Поговорим о фильме «Девушка и смерть», который с нетерпением ждет российский зритель. На какие основные образы и мотивы следует обращать внимание?
Й.С.: – Главный совет только один – не нужно думать, главное – смотреть. Кино – это изобразительно искусство. Фильм – только половина продукта, потому что вторую половину продукта дополняет зритель. Нужно внимательно смотреть и открыть свое сердце навстречу фильму. Главное – это любовная тема, конечно. Но в фильме столько еще других моментов, что мне сложно о них говорить, по той причине, что, если я что-то упомяну, а Вы заметите что-то другое, я тем самым уничтожу Ваше представление. Я расскажу о томике Пушкина. На самом деле, не существует того томика любовных стихов Пушкина, который у нас показан в фильме. Перевод стихов – вещь очень опасная, я читал только английские переводы. Конечно же, мне хотелось использовать Пушкина в качестве символа самых известных поэтов мира. Своего рода, дань поэзии в целом. Главный герой в начале фильма пишет на первой странице: «Я обязательно вернусь», а на последней странице героиня пишет уже на последней странице: «Я буду ждать тебя вечно». И я подумал, что это и есть вся квинтэссенция поэзии между двумя этими страницами. Я использовал всего одно стихотворение, которое русские учат с детства («Я помню чудное мгновенье» – прим. ред.). Оно мне очень понравилось, настолько уместно в фильме. С его помощью я, можно сказать, «продаю» Пушкина на Запад.
АиФ: – На данный момент, над чем Вы работаете?
Й.С.: – «Последний курильщик». Идея такая интересная – сейчас не разрешают курить в общественных местах, и он все время, своего рода, как изгой, извне наблюдает за другими людьми, поскольку он вынужден курить где-то в других местах. Есть идеи еще с Маковецким что-то снять, возможно, что-то по Чехову, но это все неопределенно, я только работаю над этим, размышляю.
АиФ: – Расскажите о том, кто Ваш зритель?
Й.С.: – Мне достаточно всего 5% населения, мне не нужен каждый. Необязательно, чтобы это была интеллектуальная зрительская публика, это могут быть романтичные люди, люди с открытым сердцем. Для меня, русский зритель – это лучший зритель. Они во всех отношениях очень поэтичны. Из прошлого у вас заложено визуальное восприятие поэзии. Я пару лет назад был в Русском музее в Санкт-Петербурге, я спросил у хранителя музея об иконах. Мне иконы абсолютно не нравятся, потому что они все одинаковые, нет эмоций, это плоское изображение. Он мне сказал: «Эмоции не в изображении, эмоции в самих зрителях. Чем больше эмоций в самой картине, тем меньше их остается для зрителя». Русские люди очень внимательны. Музыка у вас тоже визуальная – Чайковский, Мусоргский.
АиФ: – Молодым режиссерам хотелось бы услышать несколько советов от такого мэтра кино, как Вы. Что бы Вы посоветовали?
Й.С.: – Мне кажется, что самый дешевый способ снять фильм – думать. Если предположить, что у вас два года на фильм, то из этих двух лет вы занимаетесь только месяц съемками, а все остальное время вы размышляете, думаете об этом. Нужна хорошая идея. Когда идея не очень, хорошего фильма не получится. Идея – это душа, это мотор. Сейчас очень дешево можно снять кино, у всех есть камеры, можно все это легко сделать, но все равно всем нужна идея. Нужно думать о зрителе, иначе Вы снимаете фильм только для самого себя. Это, своего рода игра, игра со зрителем, Вам всегда непременно нужно помнить об этом. Когда снимаешь фильм, кажется, что все его захотят посмотреть, а, на самом деле, это неправильно. Нужно все время думать о том зрителе, который не захочет смотреть Ваш фильм, думать, чем его привлечь, только тогда его можно завоевать.