Воронеж, 2 апреля – АиФ-Черноземье
Наш земляк, режиссёр Дмитрий Дьяченко, известный по фильмам «День радио», «О чём говорят мужчины» и сериалу «Кухня» который сейчас идёт по ТВ, поделился своей точкой зрения.
Простые деньги – это скучно
АиФ: – Дмитрий, как вы решили стать режиссёром?
Д.Д.: – Может, это прозвучит банально, но кино надо «заболеть». Я в 16 лет ходил в кинотеатр «Юность» на классные фильмы Феллини, Тарковского и других мэтров кинематографа. И однажды, следя за игрой героев «Зеркала», подумал: «Ёшкин кот, я должен быть режиссёром!». И с того момента планомерно шёл к цели.
В 16 лет хотел поступать во ВГИК, но мне сказали: мальчик, сначала повзрослей. В итоге поступил в воронежский институт искусств на актёрский факультет. Учился на курсе с огромным числом замечательных людей, это потрясающий театральный режиссёр Нина Чусова, актёры Андрей Егоров и Серёжа Астахов. Также из нашего института вышли Федя Добронравов и Серёжа Дорогов. Кстати, Федя Добронравов и выпускница нашего института Марина Королькова играли в моих фильмах «О чём говорят мужчины» и «День радио».
АиФ: – Наверное, сложно было пробиваться в Москве?
Д.Д.: – Я приехал в столицу в 1993 году и сразу стал служить в Театре Армии. Артисты в нём проходят воинскую повинность. Потом меня оставили там поработать, но через некоторое время я ушёл. Это были лихие 90-е. Надо было что-то кушать, и я, как все нормальные люди, стал зарабатывать, торгуя тапочками в Лужниках. Потом мы с товарищем продавали квартиры. Но так как были всего лишь посредниками, доход получался небольшой. И я решил развивать своё дело, ушёл в мебельную компанию и вырос до того, что у меня было три магазина в Москве! Всё шло хорошо, но мне это наскучило. Я ничего не делал, просто получал деньги. И тогда я поступил на режиссёрские курсы при ВГИКе к преподавателю Бурляеву. Влился в тусовку, понял технологии. Долгое время делал ролики, рекламу и вот постепенно дошёл до сериалов.
АиФ: – Вы снимаете комедии, а сам-то вы весёлый человек?
Д.Д.: – Наверное, я ближе к своему жанру, я жизнерадостный и не упырь по жизни. Потому что, если смотреть на вещи позитивно, то всё получается.
Люблю покушать
АиФ: – Вы уже почти год снимаете сериал «Кухня». Насколько поднаторели в ресторанной теме?
Д.Д.: – Когда начинали съёмки, повара готовили всякие вкусности и объясняли, какими должны быть мясо, овощи, что значит готовить на гриле. И постепенно люди со съёмочной площадки перестали ходить в обычную столовку. Кто-то стал просить поваров варить прямо на площадке, кто-то пошёл в ресторан. Я тоже стал посещать рестораны. Это ударило по бюджету, но зато я начал есть более правильную пищу – варёные овощи, к примеру. А в столовой только картошка, макароны, гречка. Но когда ты работаешь над темой еды, то поневоле начинаешь разбираться в пище и уже не позволяешь себе «бомж-пакеты». Я, честно признаюсь, не готовлю дома, это делают жена и тёща. Но и они теперь перестроились, предпочитают более диетические продукты. Они узнали, например, что овощи могут быть более вкусными, если отварить их не до конца или запечь на гриле…
Очень люблю французскую кухню, где есть рыба и морепродукты. И одесскую люблю. В Одессе смешалась кухня разных народов – еврейская, украинская, молдавская, русская. В Италии, на мой взгляд, еда жирновато-мучная. В Германии очень много мяса. Конечно, я не могу постоянно питаться в ресторанах, это дорого. Но на юге Франции в ресторанчиках есть нормальные, адекватные цены, там можно пообедать и по нашим деньгам.
АиФ: – Герой сериала «Кухня» родом из Воронежа. Планируете ли снять хотя бы одну из серий в своём родном городе?
Д.Д.: – Возможно, наш герой приедет домой к маме и пройдётся по главным местным улицам. Эмоционально мне очень близок центр города – кинотеатры «Спартак», «Пролетарий», Никитинка, Кукольный театр, парк «Орлёнок».
Вызвать эмоции
АиФ: – Почему в России мало снимают хороших фильмов? Чего нам не хватает?
Д.Д.: – На мой взгляд, нашим отечественным режиссёрам частенько наплевать на чувства зрителей, на то, как они реагируют на материал. Им важно самореализоваться. Но если приоритетом сделать эмоции зрителей, то проект получится интересным и успешным. Этим правилом всегда руководствуются голливудские режиссёры. Там главное, чтобы зрителю было интересно, нескучно и познавательно. Индустрия проста – сначала вложил денежку, потом получил. И механизм работает.
АиФ: – Но ведь есть широкий экран, а есть авторское кино и кинофестивали, когда речь идет не о кассе, а о признании в определённых кругах...
Д.Д.: – С одной стороны – да, но с другой, если мы говорим о существовании индустрии, то она держится не на авторском кино, а на фильмах, выходящих на широкий экран. Авторское кино должно быть. Но нужна и база, над которой будут стоять прекрасные изюминки в виде авторских проектов.
АиФ: – Дмитрий, а какие фильмы вызывают сильные чувства у вас?
Д.Д.: – «Джанго» Тарантино, «Операция «Арго», который сейчас получил «Оскара». Это фильмы, которые вытаскивают из зрителя чувства. Они заставляют нас неотрывно смотреть на экран, переживать за героев. Если кино заставляет нас эволюционировать, значит, мы живем. Когда мы едем в метро, стоим в пробке, наши эмоции в какой-то момент затихают, начинают девальвироваться. А кино способно возрождать в нас чувства, значит, заставляет жить.
АиФ: – Говорят, сейчас век непрофессионалов. Это касается и кино? Ощущаете такую тенденцию?
Д.Д.: – А что такое профессионализм? Если фильм снимает талантливый человек, который чувствует зрителя, может подцепить чувства, «повесить уши на крючок внимания», так пусть снимает, будоражит эмоции. Но часто берутся снимать кино люди, которые не умеют управлять зрителем. Даже, когда журналист пишет статью, он управляет интересом читателя – первый абзац, второй... Слушайте, какая хорошая статья, я её прочёл и меня проняло. А когда статью пишет человек, который не умеет управлять чувствами, мы говорим: писал непрофессионал. Я булку кушаю, а булка невкусная…
АиФ: – А какой вы режиссёр?
Д.Д.: – Я диктатор. Но диктат не имеет смысла, если он не касается конечного результата. А конечный результат - это эмоции. Зрители должны либо плакать, либо смеяться. И если возникает какой-то эмоциональный накал, то это случилось не просто так, а усилиями сценаристов, режиссуры, игрой актёров. И здесь неважно лично моё эго, важен результат.