Полтора месяца одноногий фронтовик жил без водопровода

   
   

Эта зима благодаря «Рамонь–водоканалу» стала для ветерана серьёзным испытанием: полтора месяца в его доме не было воды. Впрочем, разгильдяйство коммунальщиков оказалось гораздо неприятней бытовых трудностей и боли в единственной ноге.

От Орши до Кёнигсберга

Продержаться помог природный оптимизм. Вот и сейчас вместо жалоб фронтовик предпочитает поговорить «за жизнь» и про хобби, а это – пение.

– У меня очень редкий голос, – улыбается Сергей Михайлович. – Специалисты определяли его как бархатный баритон! А сам я – потомственный оренбургский казак.

И тут же, принимая  артистическую позу, выводит: «Когда я на почте служил ямщиком…» Любовь к музыке у Сергея Михайловича с юности. Вот и сейчас на стене висят балалайка, мандолина и две гитары – подарки к юбилеям Победы.

– Я 76 вещей исполнял! – с гордостью продолжает Орлов. – Например, вот на этой гитаре особенно мелодично выходила «Ивушка зелёная».

   
   

Кстати, дом ветерана в посёлке ВНИИС мы нашли без труда – местные жители показали дорогу. Живёт он один – женат не был, а домработницам не доверяет. Говорит, домработница 10 лет назад привела грабителей в дом его друга – капитана Митрофана  Петровича Белозёрских. Обшарив все углы, бандиты убили советского офицера. 

– А я не боюсь, у меня ответ найдётся! – говорит Сергей Михайлович. – Я служил в отдельном батальоне особого назначения. Нас учили рукопашному бою, я знаю уязвимые места человека – и двухметрового не испугаюсь.

В 20 лет Сергей Орлов стал старшим лейтенантом – воевал на пяти фронтах, и на каждом получил ранения и контузии. В июне 1944 г. во время наступления 3–го Белорусского фронта 352–я дивизия, где он служил, взяла оплот немецкой обороны – Оршу. Две линии траншей, минные поля, противотанковые рвы…

– 23 июня началась операция, 26–го к вечеру дошли до Орши, подтянули тылы, и ещё не стемнело – расплылись по улицам освобождать город, – вспоминает Сергей Михайлович. – Потеряли убитыми и ранеными больше 200 человек. Никто нам не помогал – мы справились одной дивизией. За эту операцию дивизия получила имя Оршанской, а за Гродно её наградили орденом Красного Знамени. И я получил награды: один осколок – 7 на 3 см, другой – 14 на 8 мм и орден Славы.

Потом было наступление в Восточной Пруссии и легендарный штурм Кёнигсберга, бои с последними сопротивляющимися частями вермахта под Прагой. Там, уже после 9 мая, Сергей Михайлович потерял левую ногу. Всего у ветерана 37 наград – на кителе, и больше 30 «отметин» – осколков в теле.

После войны Сергей Орлов много лет занимался наукой, опубликовал 76 работ, занимал профессорские должности – заведовал отделом в институте сахарной свёклы и был научным консультантов в институте защиты растений.

Ржавый подарок

Утром 30 ноября прошлого года Сергей Михайлович обнаружил, что в доме нет воды. Удивился – ведь никто его даже не предупредил.

Через несколько дней он начал звонить во все  инстанции, но бесполезно, никто не сказал ничего вразумительного. В итоге полтора месяца ветеран жил без воды и ходил почти за километр в общественный туалет. А ведь даже поход в магазин за 30 м для инвалида – большое мучение: единственная нога поражена деформирующим остеоартрозом.

И вот, через полтора месяца, дело, наконец, сдвинулось с мёртвой точки: запоздавшие слесари пришли менять трубы на огороде ветерана. Никаких извинений Сергей Михайлович не дождался. Наоборот – получил новую обиду. Ящик со шлангом долгожданные «гости» бесцеремонно бросили прямо на грядку клубники. А спустя несколько часов ни от клубники, ни от кустов мальвы не осталось и следа: весь участок до сих пор изрыт буграми и ямами. 

А ещё слесари порвали цепочку на двери, заземление от стиральной машины и даже повредили водопроводную трубу под полом кухни. После этого ветерану сделали «подарок» – поменяли радиатор на кухне: установили ржавую чугунную батарею, которая тут же дала течь, ржавая вода стала капать в железную миску под радиатором. Непрерывно течёт и смеситель над раковиной.

– Я пытался поговорить с одним из них – видимо, бригадиром – об этих безобразиях, – говорит Сергей Михайлович. – Но он только повторял «Ну и что?» – видимо, считал всё это обычным делом.

Всё сделают?

– Дом, где живёт ветеран, строился тогда же, когда и старый корпус ВНИИСа, – в начале прошлого века, – рассказал Николай Фролов, глава Айдаровского сельского поселения. – И водопровод тогда же. На этой старой трубе, которая идёт от водокачки, сидят всего один или два дома. Действительно, полтора месяца без воды – это ненормально. Но как только нам поступил сигнал, там зимой, в мороз поменяли водяные трубы. В январе водопроводы не делают, но на этот раз сделали. Поменяли батарею, поставили новый унитаз, провели новую разводку в квартире. Отремонтировали всё, что ветеран просил. Он сказал: «Огромное спасибо!».

На замечание, что «новая» батарея течёт, Фролов обещал позвонить специалистам, которые её меняли. И действительно, спустя полтора часа глава сообщил, что сигнал подтвердился, и заверил, что в ближайшее время поменяют всю разводку отопления.

…Воспоминания, когда–то написанные Сергеем Орловым по просьбе председателя местного совета ветеранов, занимают 96–листовую школьную тетрадь. Здесь 40 боевых эпизодов, подробные описания операций с указанием номеров частей и имён командиров. История той войны до сих пор увлекает фронтовика – круглый стол в его комнате занят раскрытыми на разных страницах книгами о Великой Отечественной. Жаль, что даже накануне  90–летнего юбилея Великой Победы Сергею Орлову приходится «воевать» с коммунальщиками, их разгильдяйство не щадит никого. 

Смотрите также: