Французская делегация побывала на новых энергоблоках НВАЭС

   
   

На прошлой неделе с применяемыми здесь техническими решениями приехала знакомиться делегация французских атомщиков из компании «Электрисите де Франс».

С берегов Ла–Манша

В декабре Нововоронежская АЭС должна пополниться новым, 6–м энергоблоком. Он станет головным в серии реакторов ВВЭР мощностью 1 200 МВт, образцом для будущих энергоблоков не только в России, но и за рубежом. Аврала нет – при строительстве таких сооружений он не допустим. Так, любое оборудование перед монтажом проходит тщательный входной контроль. Тем не менее, генподрядчик – «Атомэнергопроект» – рассчитывает закончить работу в намеченный срок. Размах строительства  впечатляет – на фоне циклопической 171–метровой градирни даже башенные краны выглядят игрушечными. Кажется, будто это чудо света сооружали гиганты, а сотни строителей в касках только вносят последние штрихи в их работу. Разве можно поверить, например, что простые смертные электромонтажники в апреле проложили в зданиях и на эстакадах почти 350 км кабеля?

На днях произошло важное событие – получена техническая возможность обеспечить электричеством строящиеся энергоблоки. Полностью готово к работе комплектное распредустройство, которое, подключившись к единой энергосистеме, будет подавать на АЭС напряжение 220 кВ. Этот объект стал первым, который посетила делегация представителей «Электирисите де Франс» – крупнейшей энергогенерирующей компании Франции, одной из ведущих атомных держав мира. Сегодня в этой стране действуют 58 реакторов. Кроме того, EDF владеет несколькими АЭС в Великобритании и строит новые энергоблоки в Китае.

Визит в Нововоронеж французские коллеги предприняли не случайно. На севере Франции, на берегу пролива Ла–Манш, возводится новый энергоблок АЭС Фламанвиль с европейским реактором с водой под давлением (EPR) – аналогом нашего ВВЭР – мощностью 1 650 МВт, и опыт российских строителей и атомщиков может быть очень полезен.

Новое комплектное распредустройство уникально для России. Впервые в концерне «Рос­энергоатом» было использовано элегазовое оборудование. Это подстанция нового поколения: оперативные переключения можно выполнять без участия рабочих, из соседнего здания, где находится центральный щит управления –«мозг» распредустройства.

   
   

Иностранцы активно интересовались возможностями нового оборудования. Впрочем, для них подобные подстанции – привычное явление.

– Европа давно переходит на элегазовые распредустройства, –рассказал Сергей Смирнов, замначальника электроцеха. – Они перспективны, прежде всего потому, что очень компактны.

В июне, после того как будут смонтированы высоковольтные линии напряжения, на стройплощадку 6–го и 7–го блоков НВАЭС подадут напряжение. Это позволит завершить пусконаладку распредустройства. Затем электроэнергию подадут на электротехническое оборудование в здании реактора 6–го энергоблока, после чего здесь тоже начнутся полномасштабные пусконаладочные работы.

В «сердце АЭС»

Французские специалисты посетили машинный зал с гигантскими турбинами, побывали в строящемся здании реактора, осмотрели помещение гермообъёма реакторного отделения и, конечно, зашли на блочный пункт управления – «сердце атомной станции». Сюда стекается информация обо всех процессах на АЭС. Именно отсюда будет вестись управление испытаниями оборудования во время ввода энергоблоков в эксплуатацию. В отличие от блочных пунктов старого типа, где панель управления занимает чуть ли не все стены помещения, здесь она очень компактна – большую часть необходимой информации сотрудники получают с мониторов. В обычном режиме на пункте управления работают всего три человека: начальник смены энергоблока, ведущий инженер по управлению реактором и ведущий инженер по управлению турбинами.

– Специалисты, управляющие работой АЭС, обязаны пройти все этапы подготовки, начиная с рабочих должностей, – рассказал Азамат Шайбаков, начальник смены АЭС. – На финальной стадии они должны получить лицензию в «Ростехнадзоре». На пункте управления работают пять сквозных и две резервных смены, которые вступают в работу в случае болезни или отпуска кого–то из сотрудников.

АЭС – особое предприятие, и здесь необходимо быть готовым ко всему. Так, предусмотрены действия в случае пожара на пункте управления или захвата его террористами. Сотрудники станции смогут воспользоваться резерв­ным пунктом управления, где есть всё необходимое для выживания и работы в чрезвычайной ситуации. Находясь там, специалисты могут выполнить минимум необходимых действий – перевести реактор в безопасное состояние и охладить его.

Работа на блочном пункте управления должна начаться уже в июне.

На одном языке

Французские атомщики с большим любопытством осматривали строящиеся элементы АЭС и забрасывали нововоронежских коллег вопросами. Несмотря на то, что приходилось общаться через переводчика, недопонимания не возникло ни разу: специалистам не сложно понять друг друга. Конечно, на французских атомных станциях используются другие технологии, но ведь законы физики везде одинаковы. 

– «Росэнергоатом» и «Электрисите де Франс» сотрудничают уже 20 лет, – отметил Филипп ЛИНЬЕ, сотрудник отдела инжиниринга «Электрисите де Франс», до 2011 года руководивший строительством нового энергоблока АЭС Фламанвиль. – Сейчас во Франции строится энергоблок с реактором EPR. И перед нами, и перед коллегами с Нововоронежской АЭС стоят одинаково грандиозные задачи: обеспечить пуск новых энергоблоков по графику и с полным соблюдением безопасности. Ядерная энергетика – это большая семья, наш визит – как визит двоюродных братьев.

Удивить чем–то французских специалистов было трудно, и это обнадёживает: оптимальное решение технических вопросов не зависит от страны и языка.

– Конечно, мы не сделали экстраординарных открытий, – признался представитель французской компании. – Но увидели, что обе стороны используют аналогичные подходы, особенно в организации работы оперативных смен. Мы находимся за тысячи километров друг от друга, и если используем одни и те же методы решения проблем, значит, они верны.

Сопровождавшие делегацию журналисты не смогли удержаться и затронули политическую тему, ведь в последнее время отношения между Россией и странами Евросоюза обострились из–за разных подходов по украинскому вопросу. Между тем, сотрудники «Электрисите де Франс» предпочитают не думать о политике.

– Мы инженеры, и в наших взаимоотношениях политики нет, – сказал Филипп Линье. – Мы говорим на открытом техническом языке.

Смотрите также: