В коммунальных потёмках: чего ожидать воронежцам от реформ ЖКХ

   
   

Жители региона с тревогой ждут новых квитанций на оплату жилищно–коммунальных услуг – с 1 июля в очередной раз повысились тарифы.

Какие нововведения грядут в сфере ЖКХ, и можно ли противостоять коммунальному беспределу, мы расспросили Ольгу Фролову, председателя общественного совета по вопросам ЖКХ при главе  Воронежа.

Какая разница?

Ольга Мирошникова, АиФ-Черноземье:– Ольга Евгеньевна, стоимость жилищных и коммунальных  услуг стала обузой для многих граждан, тем не менее она продолжает расти…

– У нас, как обычно, ежегодное повышение тарифов идёт не с 1 января, а с 1 июля. Вот и сейчас ожидается очередное индексирование. Но жители должны знать, что повышение коснётся только коммунальных услуг – то есть воды, света, газа и тепла, а тарифы на содержание и ремонт, что отражаются в первой строке наших платёжек, должны остаться  прежними, если на общем собрании собственников не принималось решение об изменении указанной платы.

Более того, впервые тарифы на коммунальные ресурсы установлены на три года. Дело в том, что наша страна переходит к их долгосрочному регулированию. Так вот, для каждого региона были установлены индивидуальные индексы изменения оплаты. Для нашей области он составил 4,2%, но по усмотрению региона может быть немного увеличен. Причина – в инвестиционных программах. Например, в Воронеже много изношенных сетей и других проблем, которые требуют больших денежных вливаний, и тарифы могут быть подняты не до 4,2%, а – в отдельных случаях – до 6,3%, не более!

   
   

Я призываю жителей сверить свои платёжки за июнь и за июль. Нужно просто сложить все данные в графе тарифов за оба месяца, исключая строку «Плата за жилое помещение», и сравнить. Разница, как было сказано, не должна превышать 6,3%. Если она будет выше, то можно обратиться в Главное управление по тарифам области или пожаловаться в правоохранительные органы.

– А что с первой строкой – будет ли она меняться?

– Жители должны знать, что оплата по первой строке устанавливается только по решению собрания собственников – и никак иначе. При этом все мы должны понимать, что цены растут, как и уровень инфляции. И тех денег, которые платят жители, может просто не хватить на содержание общего имущества дома. В итоге получается замкнутый круг – УК не достаёт денег на содержание дома, а жители не хотят поднимать тариф, потому как уверены, что управляющая компания ничего не делает. Я бы рекомендовала Советам домов запросить  у компаний  расчёты – сколько стоит уборка квадратного метра подъезда, двора и т. д., а также перечень работ и услуг, какие она предлагает за эти деньги. Тогда станет ясно, действительно ли нужно поднимать оплату или нет, и что можно спросить с УК.

К сожалению, есть и проблемы – многие Советы домов в Воронеже запросили у своих управляющих компаний расчёты, но только единицы их предоставили. Причина печальна: во многих компаниях просто нет специалистов, которые могут это сделать. Да и вообще: первая строка – это «тёмная лошадка», в которой сейчас мало кто разбирается. Но Совету дома следует быть активней, и не рваться сразу в бой с УК, а пытаться выстроить работу и научиться добиваться нужных расчётов и документов мирным путем. А уж если не получится – вести военные действия по всем правилам – грамотно и корректно.

Набираемся опыта

– У многих воронежцев возникают проблемы с созданием Советов домов, как думаете, почему?

– На самом деле картина довольно неплохая. Сейчас в Воронеже около 2 тыс. Советов домов, это почти 70%. Но плохо, что не все Советы грамотно выстраивают свою работу. Зачастую их председатели – пенсионеры, которым просто тяжело бегать по разным инстанциям, да и знаний не хватает. Однако радует, что и молодых активных людей становится больше – я часто вижу, к примеру, мам, которые, пока сидят в декрете, берут на себя обязанность работать в Советах домов.

Я вообще с большим уважением отношусь к людям, согласившимся на эту работу. Ведь на самом деле – это большой труд, который никак не оплачивается. У собственников вообще–то есть право ввести целевой сбор на оплату труда своих председателей, но последние на это идут не–охотно. Просто менталитет наших людей таков, что если они кому–то платят, то им все должны. Многим хочется, чтобы Совет дома работал круглосуточно, безошибочно и желательно бесплатно. Но ведь когда человек нанимает няню, он вправе требовать с неё заботу о ребёнке, а не спрашивать, принесла она с базара картошку или нет. 

– Сейчас много говорят о грядущем лицензировании УК. Что это даст жителям?

– Лицензия будет стоить около 50 тыс. руб., и каждая компания будет сдавать особый экзамен примерно из 260 вопросов. Если руководитель там действительно нацелен работать, то проблем быть не должно. Но как насчёт спорных вопросов? К примеру, госжилинспекция отбирает тот или иной дом у УК, потому что та не содержит общее имущество как положено. Что будет с этим домом дальше, если ни одна другая управляющая компания не согласится его взять, а люди не пожелают создавать ТСЖ? А малобюджетные дома – 2– и 3– этажки? На мой взгляд, некоторые пункты этого закона ещё не ясны, и нужен ряд доработок.

– Избавит ли это горожан от компаний, подобных ООО «ЖКХ»? Насколько известно, дело её директора разбирается в суде…

– Людям просто нужно быть бдительней. Когда жители переходят в другую компанию, они должны понимать, что платят ей за управление домом, что включает содержание общего имущества и поставку коммунальных услуг. Если у УК есть договоры с поставщиками, то с ней можно работать, если же нет, то от неё нужно бежать. Управы районов всегда знают, на какой дом и с кем заключены договора.

– Почему, на ваш взгляд, тема ЖКХ воспринимается населением так остро?

– Дело в том, что вся система ЖКХ, как ни странно, нова для наших жителей. Люди просто не знают толком жилищного законодательства, не умеют отстаивать свои права и грамотно исполнять свои обязанности. Сейчас действует программа массового жилищного просвещения, но должно пройти время, прежде чем и люди, и законы заработают слаженно и чётко. По своему опыту вижу, что жителям проще написать президенту, чем в собственную управляющую компанию. Они любят «воевать», а учиться строить отношения и вести диалог с УК не хотят. У нас не так давно был вебинар, который назывался «ЖКХ: есть ли свет в конце тоннеля». Так вот, могу сказать, что света я пока не вижу, но некоторые проблески уже появились.

Смотрите также: