«Мы как–то застряли в Советском Союзе, когда нам все были обязаны и должны. Но времена изменились», – считает Лариса Тулинова, член Общественного совета при главе города по вопросам ЖКХ, где она объясняет людям, как отстаивать свои права в отношениях с управляющими компаниями и как разделять с ними свою ответственность.
В наших руках
– Лариса Фёдоровна, почему в Воронеже так много домов с грязными подъездами и текущими трубами?
– Ответственность за это можно разделить между управляющими организациями и самими жильцами. Я тоже раньше считала, что УК знают что делают, ну и пусть себе делают. Пока не поняла, что те не выполняют всего необходимого, причём не всегда по своей вине. Именно в то время я начала заниматься вопросами ЖКХ. И первое, что мы сделали как Совет дома – это пришли к руководителю УК. Мы не пытались ругаться, а постарались найти общий язык. И поняли, что где–то недорабатывает УК, но в значительной степени состояние дома зависит от позиции и решений собственников.
У многих бытует убеждение, что в нашей собственности только квартира. Однако вместе с ней нам ещё принадлежит часть лестницы, стены, крыши… Всё это – наше общее имущество, и мы должны совместно его содержать. Если не будем за ним смотреть, то и никто не будет. И решения по текущему ремонту в доме должна принимать не УК! В законодательстве эта обязанность закреплена за собственниками. Если не решим на собрании, что именно нужно ремонтировать, то никто за нас это не сделает.
Не секрет, что большинство сотрудников УК не выполняют по дому всего того, что требуют правила и стандарты. Кому же хочется делать лишнюю работу? Поэтому УК, зная, что где–то нет совета дома и с них некому спросить, не обращают на такие дома внимания. Если никто не жалуется, значит всё хорошо. А жильцам нужно идти, договариваться, напоминать о себе.
Как правило, мы умеем активно критиковать чужие ошибки и недочёты. При этом сами редко взаимодействуем с управляющими компаниями и поставщиками коммунальных ресурсов. Причём важны не только инициатива и настойчивость собственников, но прежде всего – знание действующих законов, своих прав и обязанностей. Ведь мало кто читал Жилищный кодекс, в лучшем случае – только слышал о нём. И это одна из серьёзных проблем.
О людях и работе
– Как лучше всего строить отношения с УК?
– Главный инструмент – это, конечно, Совет дома и его председатель. Когда всё есть, УК серьёзнее подходит к своим обязанностям. Там понимают, что в доме живут инициативные люди, которые готовы отстаивать интересы всех жителей. Да и УК проще работать с председателем Совета, нежели с каждым собственником отдельно.
Сейчас, несмотря на всю разрозненность граждан, Советы домов создаются активнее. Тяжело, с пробуксовкой, но всё равно процесс пошёл. В какой–то степени жителей к этому подстегнула и региональная программа капитального ремонта. Главная сложность в том, что не все жильцы идут на контакт, особенно когда дом большой. Поэтому, когда появляется инициативная группа и образуется Совет дома, выбираются и старшие по подъездам. Они знают, на кого можно положиться. А если ещё председатель Совета пройдёт и составит реестр собственников помещений всего дома, тогда картина будет куда более ясной. Возможно, кто–то останется равнодушным, а кто–то, пусть и не сразу, но откликнется, станет участвовать в делах дома. Эта работа индивидуальная, сложная, но вода камень точит.
Работу Совета дома лёгкой не назовешь, но многое зависит от председателя, от того, какие цели он ставит. Если он пришёл просто зарабатывать деньги (сейчас по закону председатель может получать вознаграждение. – Ред.), то тогда извините, он вряд ли добьётся серьёзных изменений. Конечно, хорошо, когда труд оплачивается, но большинство председателей и Советов домов работают бесплатно и занимаются этим не ради вознаграждения, а чтобы сделать свой дом лучше. Я, например, принципиально не беру деньги, всем занимаюсь бесплатно.
Поможем, чем сможем
– Стали ли воронежцы лучше разбираться в тонкостях ЖКХ?
– Раньше я думала, что город – это единый организм, но нет, многое зависит от района. Удивительно, но у жителей разных районов разный менталитет. Например, в Коминтерновском есть клуб ЖКХ, куда приходит по 70 человек, и все вопросы там решаются без проблем. Даже с теми же двойными платёжками быстрее разобрались. А вот в Советском районе, где доходило до делёжки домов между управляющими компаниями, всё было непросто. И такая ситуация типична и для других.
Возможно, многое зависит от возраста населения. Тот же Коминтерновский район активно развивается, застраивается, здесь живёт много молодых людей. А вот Центральный район немного проседает в плане активности жителей. Пока оттуда единицы приходит и в Общественный совет, и в клуб ЖКХ при управе. И это печально, потому что это один из старейших районов города и там много проблем, требующих участия населения. Дома преимущественно возрастные, при этом первые этажи переделаны под магазины, и собственники нежилых помещений тяжело идут на контакт, считая, что к проблемам домов они не имеют никакого отношения.
Сейчас Общественный совет открыл клуб ЖКХ для председателей Советов домов и инициативных жителей в управе Центрального района. В клубе мы рассказываем о новых законах в сфере ЖКХ, делимся опытом, обсуждаем проблемы. Такие клубы теперь есть в каждом районе. На протяжении нескольких лет в Общественном совете проводятся бесплатные курсы для Советов домов и собственников–активистов. Надеемся, что, в конце концов, все жители города будут разбираться в вопросах ЖКХ, и их перестанут обманывать коммунальщики.