Выбери будущее. Куда приведёт воронежцев реформа образования?

Все дети устроены в детсады, где в больших и светлых группах играют развивающими игрушками и получают замечательное воспитание. Школьники занимаются по электронным учебникам и сидят за партами с ноутбуками. После государственной итоговой аттестации часть выпускников отправляется в училища и техникумы – вот они, готовые кадры для предприятий региона, ну а самые умные по окончании школы с блестящими результатами ЕГЭ поступают в местные вузы, по эффективности не уступающие столичным…  

   
   

Такой была бы идеальная картина идеальной системы образования. Но что мы имеем на самом деле? Как в нашем регионе продвигается реформа образования?

От трёх до семи

- Не успела родить ребёнка, а друзья уже спрашивают – встали ли мы в очередь в детский сад, - рассказывает Инна Куркова, жительница Воронежа. – Неужели до сих пор от этих очередей не избавились? Только и слышишь: там детсад построили, там ремонт сделали… Так почему мест всё не хватает?

Праведный гнев переживают многие родители из областного центра. И не безосновательно: несмотря на то, что строятся новые и реконструируются старые детсады, очередь всё равно остаётся. Впрочем, ситуация уже не так критична: если три года назад свои места ждали 20 тыс. малышей, то сейчас - около трёх тысяч. В некоторых райцентрах устроены до 80% дошкольников, т.е. мест хватает практически всем. В ближайшие годы новые детсады появятся в  Павловском, Новохопёрском, Лискинском, Панинском, Верхнехавском и других районах. Неплохо решается и кадровый вопрос – воспитателям подняли зарплату в 2,5 раза. Теперь чиновники озаботились тем, чтобы разрыв в зарплатах в разных районах области был минимальным.

Правда, речь идёт лишь о заведениях для  детей от трёх до семи лет. Про ясли чиновники пока помалкивают, оно и понятно – в Воронежской области их по пальцам пересчитать.

Фото: АиФ / Александра Горбунова

Не строят, но укрупняют

Сейчас в дефиците места в детсады, а рождаемость улучшилась, так не столкнёмся ли мы через пару лет с новой проблемой – острой нехваткой школ? Тем более, что со школами ситуация и того хуже – в Воронеже, например, их практически не строят. В итоге, немало переполненных учебных заведений, где занятия проводятся по сменам, а родители всё равно чуть не в драку – лишь бы их ребёнка взяли именно в эту гимназию или лицей. А если свободных мест в школе предостаточно, есть вероятность попасть под дамоклов меч реорганизации, тогда могут закрыть, объединить, распустить. Пример – школа № 37, которую хотели соединить с гимназией Басова (см. «АиФ-Черноземье» №4 от 22.01.2014 г.). И лишь активность родителей да вмешательство СМИ помешали её исчезновению.

А ещё в Воронеже важен вопрос расположения: в старых районах города, как правило, учебных заведений хватает, а вот в новых микрорайонах, которых сейчас огромное количество, школ не строят совсем.

   
   

На территории области другие проблемы: там закрываются старые школы в малочисленных и отдалённых деревнях, а детей в «укрупнённые» учебные заведения развозит школьный автобус. Каждое закрытие школ – это протесты местных жителей и, как правило, дальнейшая смерть села. Что будет дальше – неясно. Тем временем, 1 сентября в Воронежской области должны открыться две новых школы – в Терновском и Семилукском районах. А в 2015 году по новой школе появится в Грибановке и в Воронеже.

Ещё одна проблема школ – кадры. И зарплату учителям подняли, и молодёжь привлекают – даже ввели дополнительные выплаты в первые пять лет работы. В итоге, средняя зарплата учителя – 27 тыс. руб. – сейчас опережает среднюю по региону. Но всё равно этого недостаточно. Ведь за красивый цифрой часто скрывается адский труд. «Голый» оклад педагога всего 8 тыс. руб., а значит, чтобы добиться средней зарплаты, приходится брать «лишние» часы, делать дополнительную работу и практически ночевать в школе. Профсоюзы и сами учителя давно просят увеличения именно окладной части, но пока всё остаётся по-прежнему.

Фото: www.russianlook.com

Выбери будущее

С единым госэкзаменом в этом году выпускники справились гораздо хуже обычного. В итоге, средний балл по ЕГЭ в регионе снизился примерно на десять пунктов. Интересно, что достаточно неплохо сдавали обществознание, историю и другие дополнительные предметы, тогда как по основным дисциплинам – русскому языку и математике – показали обратный результат. Так что придётся школам восполнять пробелы в знаниях учеников, что будет весьма непросто: часы того же русского языка в старших классах министерство образования недрогнувшей рукой сократило до одного-двух в неделю. Кстати, в 2020 году в перечень обязательных предметов для сдачи в форме ЕГЭ войдёт ещё и иностранный язык.

Но несмотря ни на что выпускники школ сегодня в шоколаде – их мало, а значит, и особого конкурса среди них нет. Поэтому в последние годы все решили поступать в вузы. Однако на этот раз преградой стал ЕГЭ, сдать который удалось не всем, либо низкий проходной балл – из-за установленного вузовского минимума в студенческие аудитории не попали тысячи человек.

Дмитрий Ендовицкий, председатель совета ректоров воронежских вузов, отметил, что воронежские вузы успешно прошли мониторинг деятельности учреждений высшего образования.

– По его итогам, в 2014 году все местные госвузы были признаны эффективными. Из регионов с развитой сетью высших учебных заведений мы стали единственным, где нет неэффективных. Как итог госвузы региона выполнили план бюджетного набора в этом году и имеют неплохие результаты по набору внебюджетных студентов. И это при том, что средний балл ЕГЭ упал примерно на 4-5 единиц.

Фото: АиФ / Фото Валерия Христофорова

Как в современных демографических условиях шла приёмная кампания в воронежские вузы? Скажу гордо – мы подписали «пакт о ненападении», приёмная кампания шла мягко и профессионально, наши вузы активно позиционировали себя в других регионах. 

В региональном департаменте образования, науки и молодёжной политики отмечают, что растёт число школьников, которые идут в ссузы. Это обнадёживает, потому как предприятиям остро не хватает рабочих рук, и за последнее время в области появилось семь новых центров профессиональной подготовки. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы в средних профессиональных учебных заведениях будут развиваться технические направления.

Что касается вузов, то у них свои проблемы – ежегодный рейтинг эффективности, борьба за абитуриентов и т.п. В этом году «храмы науки» смогли на 100% заполнить студентами лишь бюджетные отделения. Но что будет дальше? Некоторые уже сейчас с трудом закрывают набор. Есть мнение, что через десяток лет на рынке образовательных услуг останутся только сильнейшие. Конкуренция слишком высока, да и «вышка» не всем по карману.

И хотя чиновники уже подводят итоги реформы образования, она продолжается, а значит, нас ждёт ещё масса неожиданностей. 

Смотрите также: