Примерное время чтения: 6 минут
156

Что на этот раз? Реформа образования готовит сюрпризы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Черноземье 02/09/2015
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Лукавая очередь

Чиновники радостно рапортуют об открытии в Воронеже и районах области новых детсадов. Очередь в дошкольные учреждения и в самом деле сократилась – цифры не могут не радовать. Сейчас своего места в детсаду ожидают только 2 тыс. малышей, власти обещают, что уже к концу года очередь и вовсе исчезнет. Правда, речь идёт лишь о детях в возрасте от трёх до семи лет. Цифры про более раннюю очерёдность во всеуслышание объявлять как–то не принято – такой половник дёгтя испортит бочку даже самого сладкого мёда.

– Дочке два с половиной года, но в садик в сентябре её не берут – говорят, что нет мест, – рассказывает Ольга Минакова, жительница Воронежа. – Значит, ребёнок остаётся сидеть дома, и я тоже – оставить её не с кем, и я не могу выйти на работу. Декретный отпуск после полутора лет не оплачивается. Хорошо, если есть поддержка, а если нет – что делать?

Тем не менее, в области продолжается строительство новых детсадов, ремонт и реконструкция старых, открываются и группы временного пребывания детей. Благодаря всему этому сейчас 86,5 тыс. маленьких жителей региона устроены в детсады.

Улучшается и положение воспитателей – их средняя зарплата приближается к средней зарплате учителей, а та, в свою очередь, сравнялась со средней зарплатой по региону. Хочется искренне порадоваться за воспитателей, да как–то не получается. Давно ли вы были в детском саду? В одной группе может насчитываться более 30 малышей. За каждым нужно присматривать, каждому помогать одеваться, кушать, укладываться спать, ходить в туалет... Незавидная работа, правда? После того, как представишь все эти обязанности, а потом посмотришь на зарплату, слёзы наворачиваются.

Открываем, закрываем…

Со школами ситуация прямо противоположная, чем с садами. Их, в основном, закрывают. Начиналось всё с села – мол, учить некого, содержать пустую школу дорого, а потому её следует оптимизировать, то есть закрыть, а детей перевести в более крупную школу соседнего села или районного центра. Можно, конечно, кое с чем поспорить, но в целом логично. Однако дальше – больше. Оптимизация добралась и до успешных школ, находящихся не в глухих сёлах, а в городах, и не страдающих от недобора учеников. За примером далеко ходить не надо – в мае этого года с лёгкой руки чиновников решили закрыть школу № 5 в Нововоронеже и в дальнейшем присоединить её к соседней школе № 1 (см. «АиФ–Черноземье» №18 от 29.04.2015. – Ред.). Решение приняли, проигнорировав массовые протесты со стороны учеников, родителей и учителей. Не учли ни высокие показатели успеваемости, ни полученное два года назад звание «Школы–лидера», ни три уже набранных первых класса на будущий учебный год. Аргумент, по мнению чиновников, был более чем веский – школе № 5 не хватало денег, а экономить бюджетные средства – дело святое.

Дабы не снискать обвинения в необъективности, заметим, что новые школы в области всё же появляются. Так, 1 сентября этого года открыли свои двери образовательные учреждения в воронежском микрорайоне Репное и в Каменском районе области. Ставят власти перед собой ещё одну крупную задачу – отказ от второй смены. Сегодня лишь 11% школьников региона учатся после обеда.

Ну и, конечно, одним из важнейших вопросов для работников сферы образования остаётся размер их зарплаты. Да, по статистике учителя сегодня получают в среднем 27 тыс. руб., но как им даются эти деньги? Ради такой зарплаты приходится «пахать» на 1,5–2 ставки. Вот и получается, что оплата труда несоразмерна с трудозатратами.

Кот наплакал

Нелегка сейчас участь училищ – их попросту ликвидируют. Напомним, что только в этом году стало известно об оптимизации 17 учреждений профобразования области – все они будут присоединены к ведущим профильным организациям. Как поясняют чиновники, причиной тому – снижение количества студентов. Сегодня в регионе остаётся 42 организации, где можно получить профобразование. В планах – создание многоуровневых центров по обучению разным специальностям. Звучит, конечно, хорошо, но что из этого выйдет, одному Богу известно.

В противовес профессиональному планируют развивать дополнительное образование. Причём отдают предпочтение техническим кружкам, потому что таковых у нас меньше всего – 5% от общего количества.

Другой большой задачей становится введение инклюзивного образования в школах и детсадах. В нашем регионе проживает более 3 тыс. детей с инвалидностью, около 2 тыс. из них учатся инклюзивно. В Воронеже и районах области появляются лекотеки – это места для педагогической работы с детьми с тяжёлыми нарушениями здоровья. Пока такие есть в 17 районах области, планируется создать лекотеки в каждом районе.

Также будут развивать и дистанционное обучение. А ещё совсем скоро в двух школах и одном детском саду Воронежа начнут работу ресурсные классы для детей с расстройствами аутического спектра.

Чего ещё ждать школам? Это и новые учебники истории, и более активное внедрение электронной версии всех учебников, и введение федеральных государственных стандартов в пятых классах, и даже появление ЕГЭ по китайскому языку, правда, это новшество коснётся только некоторых регионов страны, и Воронеж не в их числе. По крайней мере – пока.

Ужесточатся требования к девятиклассникам, проходящим аттестацию. А вот оценивать работу педагога по новому стандарту начнут несколько позже, чем планировалось – с 1 января 2017 года. Но это уже совсем другая тема…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах