Как вы, братцы-кролики? О мышах-«моделях» и бурёнках-иностранках

   
   

Как часто мы задумываемся над тем, как живётся существам, которые дают нам пищу, одежду, помогают совершать научные открытия, и, наконец, дарят любовь? Ведь сколько помнит себя человек, столько времени его верными спутниками были животные. Но всё ли просто в этой, казалось бы, нерушимой связке, и кто сейчас люди для зверей – друзья или враги?

Об этом и многом другом в Международный день защиты прав животных, который отмечался 10 декабря, мы говорили с профессором, доктором ветеринарных наук Виктором Слободяником.

Сохраним лягушек

– Виктор Иванович, с удивлением узнала, что студенты вашей кафедры отказались от опытов на животных. Для будущих ветеринаров шаг неожиданный. Как это произошло?

досье
Виктор Сободяник род. 1949 году в Алтайском крае. В 1972 г. с отличием окончил Ленинградский ветеринарный институт. C 2006 г. - в Воронежском государственном аграрном университете. Действительный член Международной академии ветеринарных наук.
– Решение, надо сказать, было непростым. Долгое время у нас шли разговоры о том, что резать мышей, лягушек и кроликов в учебных целях негуманно. В итоге, взвесив все «за» и «против», мы решили использовать вместо зверей макеты. Вступили в международное сообщество за гуманное образование и вполне этим довольны. Конечно, пришлось услышать немало критики от коллег из других городов, но пока изменять своему решению мы не намерены.

Дело в том, что макеты и компьютерные модели сейчас настолько точно воспроизводят живой организм, что они вполне подходят для практики. Другое дело, что заниматься «большой» наукой, исследованиями и открытиями на макетах, конечно же, не получится. Но ведь для серьёзной научной работы нужны не только животные, но и хорошее финансирование, с которым у нас, как и везде, есть проблемы. Поэтому мы решили, что бессмысленно убивать зверей, когда их можно заменить макетами и ничего при этом не потерять. Конечно, студенты разные. Кому–то после такой учёбы легко удаётся работать с животными, а кто–то при виде живого организма впадает в ступор. Ведь, как ни крути, макет есть макет, его не жалко. А  врачу зачастую приходится переступать через себя.

   
   

– Всего ли сейчас хватает для обучения студентов?

– Нельзя сказать, что мы в чём–то остро нуждаемся, но хотелось бы идти в ногу со временем и не отставать от новинок. Иной же раз можно увидеть, что у наших бывших студентов, открывающих собственные ветлечебницы, техническая база лучше, чем на факультете. Всё, разумеется, упирается в финансы. К примеру, мы составляем заявку о том, какое оборудование нам нужно, а в итоге «сверху» заявляют –  мол, расставьте приоритеты, что в первую очередь, а что во вторую. А как их расставить, если в процессе обучения нужно всё? Технологии шагнули очень далеко, а мы в некоторых моментах тормозим – тратим больше времени на процесс сбора данных, а не на анализ, который и даёт знания. Иными словами, вместо машины, которая делает всё быстро, нам порой приходится долго ковыряться с пипетками. Но всё же у нас вполне достойная техническая база, и она пополняется, только не так быстро, как хотелось бы.

Без контроля никак

– В Воронеже сейчас много общественных организаций, которые отстаивают права животных, особенно бездомных. В чём их плюсы и минусы?

 – На мой взгляд, в таких организациях, где люди на голом энтузиазме, лишь из любви к братьям меньшим, встают на их защиту, просто не может быть минусов. Ведь они фактически единственные, кто действительно занимается проблемами бродячих кошек и собак, которых у нас немерено – ни в одной цивилизованной стране нет такого! Государством эта проблема никак не регулируется и, следовательно, не финансируется. В итоге, животные могут размножаться и кормиться, как и где угодно. При этом все мы прекрасно понимаем, что далеко не все уличные собачки доброжелательны к людям. Иной раз они сбиваются в стаи, дичают и представляют немалую опасность. К тому же это хорошая почва для распространения болезней, как паразитарных, так и более страшных, вроде бешенства. Конечно, за этим должен быть контроль.

– Насколько оправданна такая мера, как отстрел бродячих животных?

– Разумеется, с точки зрения гуманности это плохо. Но надо опираться не только на эмоции, но и на разум. Перечеркнуть совсем эту меру пока нельзя, потому как мы живём не в дикой экосистеме, а в городе, и чем–то жертвовать приходится. Однако в первую очередь нужно использовать более гуманные методы –  отлов, кастрацию и устройство. К тому же полное очищение города от всех бездомных животных ни к чему хорошему не приведёт. Вспомните опыт Китая, когда там ополчились на воробьёв, которые якобы досаждали рисовым полям, и перебили едва не всех птиц. В итоге получили тучи насекомых, которые к тому же стали разносить болезни.

Своя Бурёнка лучше

– Насколько популярна у сегодняшней молодёжи профессия ветеринара, и просто ли устроиться по этой специальности?

– Потребность в специалистах год от года растёт. Посмотрите, как много появилось в городе ветклиник и аптек. Это, конечно, отрадно, но главное, что кадры сейчас востребованы сельским хозяйством, которое не без проблем, но всё же поднимается. Растёт поголовье крупного рогатого скота, открываются птицефабрики, новые мясомолочные предприятия. И везде нужны ветеринары. К тому же, надеюсь, что импортозамещение не останется просто модным словом, а действительно заработает. 

– Сейчас крупный рогатый скот активно ввозят из–за границы, но многие считают, что «чужие» животные у нас могут не прижиться. Согласны ли вы с этим?

– Конечно, нужно выращивать свой, аборигенный, скот. Ещё во времена Советского Союза у нас было несколько региональных замечательных пород: бестужевская, костромская, симментальская и красно–пёстрая. Последнюю, кстати, вывели именно в Воронежской области. Здесь для этих пород была самая комфортная среда. Для привозного скота нужны особые условия и кормовая база, а это колоссальные затраты. Поэтому, если такие коровы завозятся, значит, кто–то в этом заинтересован.

В целом же животноводство начинается с почвы – если в ней достаточно питательных веществ, то корова получит «правильную» траву, а мы – качественное молоко и хорошее мясо. Завести элиту всегда проще, но не лучше ли развивать своё, отечественное?

– Наступает год Козы. Чего ждёте от этого праздника?

– Коза – животное миролюбивое и мудрое, поэтому больше всего хотелось, чтобы в этом году во всём мире было спокойно. А ещё было бы здорово, если б учёным подняли зарплату (улыбается. – Ред.).

Смотрите также: