АиФ: – Владимир Александрович, какие главные научные открытия были сделаны в генетике за последнее время?
В.О.: – Самое крупное открытие – это расшифровка генома. Когда я начинал преподавать генетику, мы говорили, что у человека 100 тыс. генов, а оказалось, что у него их 20-25 тысяч. Это меньше, чем у рачка дафнии или мухи. Во всей структуре ДНК генов только 1-2%. Оставшуюся часть даже называли «мусорной ДНК». Но последние исследования показывают, что это вовсе не так. Участки, которые, не являются генами, регулируют их работу.
АиФ: – Как это открытие может повлиять на жизнь человека?
– Если мы доберёмся до понимания регуляции генов и способов воздействия на них, то сможем сделать множество важных открытий. Уже сейчас в американских институтах разрабатывают систему защиты от радиации в космосе. Мы стоим на пороге того, чтобы создавать искусственные организмы – биологические объекты, новые формы жизни. И это будет происходить у нас на глазах.
В прошлом году голландцы представили интересную работу: микроорганизмы, которые меняют цвет в зависимости от свежести мяса. Англичане разрабатывают стандартизированные наборы субстратов, биологических ДНК, на основе которых можно создавать новые объекты, например, светящиеся деревья. В Америке уже доступны в продаже светящиеся геномодифицированные рыбки, в которые пересадили ген светлячка.
Если говорить про медицину, то, конечно же, главным открытием станет лекарство от рака. Уже сейчас есть успешные разработки таких вакцин на животных. Вообще, благодаря достижениям генетики, диагностика сможет выйти на новый уровень. Будет достаточно одной капли крови, чтобы высчитать внешние данные человека, предрасположенность к каким-то заболеваниям и прочее. Когда будет прослежена цепочка от генетики до эпигенетики, то можно будет собирать клетки как конструктор. Представляете, такая забава: собери себе котёнка. Я надеюсь дожить до этого времени.
Отрицание ГМО – это как отрицание вакцинации
АиФ: – С 1 июля этого года в нашей стране разрешат выращивать геномодифицированные зерновые. Вокруг продуктов, содержащих ГМО, ходит много споров и мифов. Насколько, по вашему мнению, они опасны?
– По-моему, отрицание ГМО – это как отрицание вакцинации. Ведь многие люди отказываются от прививок, считая, что это зло. Но именно благодаря вакцинации мы забыли о десятках страшных болезней. В сельском хозяйстве без вакцинации вообще нельзя. Да, есть мнение, что геномодифицированные продукты вредны.
Одна из докторов наук проводила опыт на мышах: она кормила их продуктами, содержащими ГМО, и в третьем поколении мыши стали бесплодны. Я бы сказал, что опыт был поставлен неэтично. И негеномодифицированные корма приводят к негативным последствиям.
Что касается вреда здоровью, то приведу такой пример. В Латинской Америке было племя ароваки. Они считали, что горбоносых рыб кушать нельзя, иначе у тебя тоже вырастут такие носы. Есть мнение, что вред от ГМО – такая же нелепость. Да, возникали проблемы с аллергией. Но аллергия была, есть и будет и без ГМО-продуктов.
АиФ: – А вдруг после потребления ГМО у нас появятся мутанты?
– Это глупость. На самом деле мутации повсюду: зелёные или серые глаза – это тоже мутация, ведь изначально глаза человека карие. Белая кожа – тоже мутация, изначально кожа была тёмной. Что же касается мутации в общем понимании как некое шоу уродцев, то такого ждать не следует.
АиФ: – А вред здоровью?
– Если любой полуграмотный человек сможет использовать генетику в своих целях, это может привести к дурным последствиям. Это то же самое, что набрать в интернете, как сделать бомбу, найти нужные вещества, и самому её смастерить. Если так же будет с генами, то, конечно же, это страшно. Так можно, например, внедрить, ген змеиного яда в свинью. Но я не думаю, что кто-то будет это делать.
Вообще, все мифы появляются от незнания. Вот, например, геномодифицированный картофель. В него внедрили ген ландыша, чтобы отпугивать колорадского жука. Но это не значит, что картофель стал вреден, он так и остался картофелем. Тем не менее, люди считают, что если даже жук такой продукт не ест, это и правда яд…
«Пятиухая кошка Лунтя в природе не одна»
АиФ: – Вы работаете в аграрном университете. Часто вам встречались животные с генетическими отклонениями?
– Трудно сказать, насколько часто. Вот, например, моя пятиухая кошка Лунтя, которую я нашёл на улице. Я копнул дальше, оказалось, что такая кошка в природе не одна. В России есть ещё три таких кота: во Владивостоке, Ростове и Владимирской области. То есть, хоть и крайне редко, но такое явление встречается. Если же говорить про сиамских близнецов, то у животных это происходит достаточно часто. У нас в Воронежской области недавно родились такие поросята. Вообще, в крупных комплексах достаточно большой отход нежизнеспособных, аномальных поросят или телят.
АиФ: – Но ведь в комплексах все содержатся в одинаковых условиях. Откуда же берутся отклонения?
– Мутации бывают индуцированные, т.е. вызванные искусственно, например, облучением; или спонтанные, т.е. без видимых внешних причин. Если вы будете много раз переписывать один и тот же текст, то рано или поздно сделаете ошибку. Так же со спонтанной мутацией. При делении каждой клетки происходит создание второй цепочки ДНК, в процессе этого возможны ошибки. Но потом идёт процесс исправления ошибок. Если бы его не было, то у нас и хобот мог бы вырасти. Правда, иногда случается, что ошибка закрепляется, вот тогда мы и наблюдаем проявления мутации.
АиФ: – У вас на факультете собрана коллекция «уродцев». Какие там есть экземпляры?
– Обычно «экспонаты» привозят студенты. Недавно в Воронежской области родился ягнёнок с волчьей пастью – это расщепление твёрдого нёба, когда ротовая и носовая полость разъединены. Детям делают операции, исправляя этот дефект. Животные не выживают.
Интересных экземпляров хватает: гусёнок с мозговой грыжей – у него мозг выпячивался наружу; цыплёнок с четырьмя лапками; двуглавый поросёнок; карликовый телёнок… Вообще, если задаться целью, то можно выходить и сиамского телёнка, люди же такие выживают.
АиФ: – А сиамские близнецы – это два человека или один?
– Вообще, это одна зигота, один генотип. И когда говорят, что они срослись – это неправильно. Любые близнецы – это клоны. Ещё в 70-х годах в России проводили опыты: яйцеклетку разделяли на две, близнецы получались искусственно. Сейчас говорят о том, что можно будет программировать пол ребёнка. Кстати, в сельском хозяйстве сексированная сперма – уже обыденность. Голландцы торгуют спермой от высокопродуктивных пород скота: она обработана, и заранее известно, кто будет – тёлочка или бычок. Так что заказывать пол ребёнка – это вопрос близкого будущего.